Православие на Тобольском Севере

В начале XX  века на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по документам Государственного архива Югры, действовало 48 православных церквей, 34 часовни и 1 монастырь. Большинство из них были деревянные, но были и каменные здания церквей: в селе Самарово (ныне г. Ханты-Мансийск) – церковь Покрова Пресвятой Богородицы; в городе Березов (ныне пгт. Березово) – храм Воскресения Христова и церковь Рождества Пречистой Богородицы; в городе Сургуте – Троицкий собор; в селе Шеркалы (ныне Октябрьский район) – церковь во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя; в селе Филинском (ныне п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района) – церковь Вознесения Господня и в селе Кондинском (ныне поселок  Октябрьское) – храм Живоначальной Троицы Кондинского (Кодинского) монастыря. До сегодняшнего дня уцелели только четыре каменных здания церквей: Богородице-Рождественская церковь в пгт. Березово, Вознесенская церковь в п. Горноправдинске, Троицкая церковь в п. Октябрьское (не удалось взорвать), Спасская церковь в с. Шеркалы. Две церкви – Воскресенский храм в Березово и Покровскую церковь в Самарово удалось взорвать (сейчас на том же месте стоит новая Покровская церковь, построенная по чертежам XIXвека). Восстановлены и действуют в настоящее время из сохранившихся две – в Березово и Горноправдинске, до сих пор восстанавливается Троицкая церковь в поселке Октябрьском.

Первая церковь на территории современной Югры была построена в городе Березов в 1593 году – Богородице-Рождественская. На год позже, в 1594 году, была построена церковь во имя Живоначальной Троицы в городе Сургуте. В XVIIвеке были построены:  в Кодском городке (ныне п. Октябрьское) – церковь во имя Живоначальной Троицы (1600), в 1657 году там был основан Кодинский монастырь, в Березове – храм во имя Воскресения Христова. В XVIIIвеке были построены: церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Самарово, церковь во имя Рождества Христова в д. Сартынья, церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в д. Полноват, церковь во имя св. Николая в д. Чемашево, церковь во имя Преображения Господня в с. Малый Атлым, церковь во имя Сошествия Святого Духа в д. Леуши, церковь во имя Сошествия Святого Духа д. Сухоруково, церковь во имя Святой Троицы в с. Троица, Знаменская церковь в с. Ларьяк, Богоявленская церковь в с. Локосово, Богоявленская церковь в с. Юган, церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Селиярово, Вознесенская церковь в д. Филинской, Крестовоздвиженская церковь в с. Реполово, церковь Живоначальной Троицы в с. Нахрачи, Богоявленская церковь в с. Болчары. До середины XIXвека были построены: церковь во имя св. Пророка Илии в д. Конево, Петропавловская церковь в д. Базьяны, церковь Рождества Христова в д. Шаим, Троицкая церковь в с. Кушеват.

Здания церквей неоднократно перестраивались вследствие пожара или ветхости. Многие здания церквей были построены (перестроены) на средства прихожан и местных меценатов в конце XIX– начале XXвека: Богоявленская церковь (1887) с. Юган, церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1890) ю. Больше-Атлымские, Спасская церковь (1891) д. Скрипуново,  церковь во имя СвятителяНиколая (1894) д. Няксимволь, церковь во имя Богородицы Всех Скорбящих Радость (1894) с. Елизарово, церковь святого мученика Пантелеимона (1894) с. Тундрино, часовня в память святого архистратига Михаила (1894) д. Сотник, часовня во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Пророка Божия Ильи (1895) ю. Карымкарские, церковь во имя Богоявления Господня (1897) д. Щекурья, церковь во имя Рождества Христова (1898) д. Сартынья,  Успенская церковь (конец XIXв.) с. Тюли, часовня во имя Святителя Николая Чудотворца (1901) д. Пилюгино, церковь во имя Сошествия Святого Духа (1907) д. Сухоруково, Богоявленская церковь (1908) с. Локосово, церковь во имя Сергия Радонежского (1908) с. Вартовское (ныне г. Нижневартовск),  церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1913) с. Покур и другие.

На начало XXвека практически в каждом северном селе Тобольской губернии была церковь, а в небольших деревнях – часовня. Все русское население, а также большинство коренных жителей исповедовали православие. В селах и деревнях действовали большие православные приходы, которые окормляли близлежащие юрты, выселки. К самым многочисленным приходам можно было отнести: Березовский - в самом Березово на начало XXвека действовали 2 храма и 2 часовни, церковно-приходская школа; Сартыньинский – к нему относилось 26 поселений аборигенов Сосьвинской волости; Кондинский монастырь, который с 1891 года был обращен в женский, при нем действовала школа для детей аборигенов; Сургутский - действовало 2 церкви и 2 часовни, Самаровский - в начале XXвека Самарово становится центром одноименного благочиния Тобольской епархии, в Самарово действует одна церковь и 3 часовни, церковно-приходская школа; Филинский – к  филинскому приходу были приписаны церкви в Цингалах, Чембакчино и 4 часовни. Кроме того, действовали хорошие самостоятельные приходы в д. Полноват, с. Селиярово, с. Юган, с. Локосово, с. Ларьяк, с. Тундрино, с. Покур, д. Базьяны, с. Реполово, с. Нахрачи, с. Конево, с. Леуши, д. Сатыгинская. При некоторых церквях действовали церковно-приходские школы.

После Октябрьской революции 1917 года  начались гонения на Русскую Православную Церковь. История уничтожения православных приходов на Тобольском Севере начинается с 1918-го года и заканчивается 1960-м годом, когда была ликвидирована последняя церковь в поселке Шапша Ханты-Мансийского района. Политика Советской власти привела к тому, что с 1937 по 1942 годы на территории Сибири не было ни одно правящего архиерея, поэтому все сибирские епархии, в том числе и самая древняя Тобольская, были упразднены за неимением управляющих епископов и прекратили свое существование. Лишь в конце Великой Отечественной войны в городах юга Тюменской области открылось несколько храмов, а территория бывшей Тобольской епархии была включена в состав образованной в то время Омско-Тюменской епархии. До конца 1980-х годов на огромной территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  не действовало ни одного храма. Первые религиозные общества были зарегистрированы в Сургуте – Свято-Никольский приход (1987), в Нефтеюганске – Свято-Пантелеимоновский приход (1988), в Нижневартовске – приход Иоанна Предтечи (1988).

По решению Священного Синода в 1990 году была возрождена Тобольско-Тюменская епархия. Стали организовываться приходы, восстанавливались и возводились храмы. С открытием в 1989 году Тобольской Духовной семинарии стало расти количество пастырей, стали открываться православные гимназии. Развитие епархии привело к преобразованию ее структуры – образованию в 1997 году Тобольского, Салехардского, Тюменского и Ханты-Мансийского благочиний. 30 мая 2011 года решением Священного Синода в пределах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была образована Ханты-Мансийская епархия с выделением ее из состава Тобольско-Тюменской епархии. Синод избрал Епископом Ханты-Мансийским архимандрита Павла (Фокина) и постановил правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский. В настоящее время в Ханты-Мансийской епархии 8 благочиний, 231 действующих храмов, молитвенных домов и часовен.

История ликвидации православных приходов и закрытия церквей на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отражена в документах, хранящихся в Государственном архиве Югры. После принятия в 1918 году Совнаркомом Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, всем церквям надлежало передать свои архивы в местные Советы, в отделы ЗАГС. Какие-то документы были переданы, какие-то были утрачены при ликвидации церквей, уничтожены пожарами. В Государственном архиве Югры хранятся метрические книги некоторых церквей Тобольского уезда за 1855-1925 годы, эти книги были переданы в архив Управлением ЗАГС. После 1922 года, когда по постановлению ВЦИК православные приходы должны были зарегистрироваться в Губернском отделе (г. Тюмень) и ежегодно предоставлять отчетные документы, в местных Советах создавались свои административные отделы, которые вели отдельные дела на каждую церковь: договоры, описи имущества, списки верующих, переписка, документы по закрытию церквей. Эти дела, точнее часть из них, хранятся сейчас в Государственном архиве Югры. Многие документы являются особо ценными.

Несмотря на имеющиеся архивные документы, тема ликвидации православных  церквей в Остяко-Вогульском национальном (Ханты-Мансийском автономном) округе является белым пятном в истории Югры. Поэтому очень важно по архивным документам и воспоминаниям людей восстановить хотя бы часть исторических фактов, так как история православия в Югре является частью региональной истории. 


«Вернуться назад