Генеалогическая информация, как источник создания истории семьи

В своем выступлении я не претендую на полный и всесторонний охват информации в помощь тем, кто занимается историей своей семьи. И в основном буду останавливаться на фондах архивов, территориально относящихся к Тюменской области.  

История нашей страны (как и любой другой) на всем протяжении складывается из многих компонентов. И одним из основных является первичная ячейка общества – семья. 

В последнее 20 лет наблюдается всплеск краеведения, одной из составляющих которого является создание истории своей семьи.

Возникновение научной генеалогии связано с именем Леонида Михайловича Савелова (1868-1947). Это он является первым исследователем семейно-родовых и культурных традиций. Его перу принадлежит более 450-ти научных работ.

А его книга «Лекции по русской генеалогии», отсылающая к конкретным примерам, являются хорошим подспорьем не только для тех, кто стоит в начале пути исследования истории своей семьи, но и для генеалогов с опытом.

Энциклопедии и словари определяют генеалогию как специальную историческую дисциплину, занимающуюся изучением родственных связей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением генеалогических деревьев. Генеалогия - это своеобразное познание мира: изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.

Во все времена генеалогическая культура являлась громадным пластом духовной культуры и решала глобальные нравственные проблемы: проблему смысла жизни, моральной ответственности за деяния.

Подтверждение этому возросшее количество запросов генеалогического характера в Государственный архив Югры. Это во многом связано со смещением интереса с коллективного на индивидуальное, ростом интереса к отдельной личности. С другой стороны, сыграла роль и возможность осознать себя при изучении родословной частью некоей общности с богатым прошлым.

Анализ обращений в читальный зал Государственного архива Югры показал стабильный рост числа таких обращений.

Так, в 2006 году читальный зал посетил 2 раза 1 исследователь по теме «История семьи» (3% от общего числа пользователей читального зала). В 2010 г. 11 исследователей родословной своей семьи посетили архив 27 раз (11%), а в 2015 году уже 17 исследователей этой темы посетили читальный зал 70 раз (34%).

В настоящее время в России около 40 историко-родословных обществ. Возникли они и в Тюменской области. Так, в Тюмени каждый год проходят родословные чтения, возникшие на базе студенческой научной генеалогической лаборатории при кафедре культурологии Тюменского нефтегазового университета.

У истоков ее создания стояла Баикина Антонина Ивановна, профессор. Сегодня круг участников расширился, и в них принимают участие жители Тобольска, Х-Мансийска, Екатеринбурга, Ишима. Итогом родословных чтения является сборник, где авторы делятся своим опытом по созданию истории семьи.

В пос. Ягодинском бывшим библиотекарем сельской библиотеки Чураковой Л.Д. проводятся Ягодинские родословные чтения. Безусловно, и такие краеведческие чтения как Лопаревские (Ханты-Мансийск), Меньшиковские (Березово), чтения в Нижневартовске раскрывают историю семьи в призме исторического времени.

Итак, Вы решили приступить к выявлению сведений о своих предках. Прежде всего, запаситесь огромным терпением, свободным временем и финансами.

Сбор сведений о своих далеких родственниках состоит из нескольких частей. В первую очередь опросите всех своих живущих родственников о том, что они знают о своих родителях, бабушках и дедушках и записывайте каждое их слово.

Второе: почти  в каждой семье хранятся документы, которые, как вам кажется, уже совсем и не нужны. Остановитесь… каждый документ хранит сведения о вашей семье – свидетельства о рождении, смерти, аттестаты, различные справки, принадлежащие уже давно ушедшим вашим родственникам.

Особо хочу остановиться на фотографиях из домашнего архива. Архивные работники при сборе фотографий у населения часто встречаются с тем, что фотодокументы не имеют надписи. Таким образом, фотографии теряют краеведческое и историческое значение. Жаль, что сегодня фотографии находятся у нас в компьютере, и при первой же неполадке они могут исчезнуть. Но даже на имеющихся фотографиях, скажем так, в бумажном варианте, необходимо отметить событие, которое отразилось во время съемки, участников события по порядку с указанием полных имен, место съемки, и дату съемки. Желательно указать и фамилию фотографа. (Напр. «Участники окружных родословных чтений «Память будущих поколений». Слева направо 1-й ряд: Иванов Иван Иванович, Петров, г. Ханты-Мансийск. 17 ноября 2016 г. Фотограф Безгодова В.В.)

В последние годы мы часто обращаемся к Интернет-ресурсам: ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа». На сайте Госархива Югры появилась БД «Награждены за труд» о тех, кто в годы Великой Отечественной войны трудился в нашем округе. БД регулярно пополняется новыми сведениями.

Генеалогическую информацию можно обнаружить в краеведческих изданиях, имеющихся в библиотеках ПМВ, авторы статей об Югре.

Наконец мы подошли к самому важному и интересному в генеалогии: какие архивные документы Вам помогут в воссоздании родословной?

Специалисты рекомендуют работать в архивах самим. Итак, что есть в архивах.

Метрические книги. Начиная с 20-х годов XVIII века в каждом православном приходе велись метрические книги, которые фиксировали основные моменты жизни людей.  Метрические книги составлялись в 2х экземплярах: первый отсылался в духовную консисторию (центр управления епархией), а второй оставался в церкви.

Какую генеалогическую информацию содержат метрические книги? Метрическая книга состоит из 3 частей: о родившихся, бракосочетании, об умерших. Графы с записями о родившемся ребенке содержат информацию: № записи, день рождения, день крещения, имя, родители и восприемники, что означает, что это люди, принимающие.

2-я часть наполнена информацией о бракосочетавшихся: № записи, дата бракосочетания, Ф.И.О. жениха и невесты, откуда они родом, возраст и поручители.

Акцентирую ваше внимание на следующем, несмотря на то, что женщина, ожидавшая внебрачного ребенка находилась в населенном пункте, где была церковь, обряд крещения ребенка проходил в другой церкви, по всей видимости, для сокрытия данного факта.

Надо отметить, что и в восприемники и в поручители записывали обычно своих родственников и близких друзей, именно поэтому нельзя игнорировать данные записи. В записях о поручителях иногда священник писал родственное отношение к жениху или к невесте (пример: брат Ивана Иванова Петрова)

Учитывать также необходимо, что часто брак молодых заключался не по месту жительства жениха, а по месту невесты.

Обращаю также ваше внимание на то, что иногда брак заключался уже после рождения ребенка (запись внебрачный), и это запись – не факт, что будущий его отец не является биологическим отцом.

И 3-я часть повествует об умерших, где указывается Ф.И.О. и возраст человека, что особенно важно, если исследователь не владеет информацией о годе рождения своего предка.

В Госархиве Югры находятся метрические книги Самаровского (Ханты-Мансийского), Березовского, Октябрьского, Белоярского районов. На подходе метрические книги Кондинского района, Сургутского. Для дополнительной информации – Метрические книги Самаровской Покровской церкви также находятся в Государственном архиве Тюменской области (1863-1865, 1875-1884, 1885-1894), госархиве г. Тобольска, в Управлении ЗАГС Ханты-Мансийского округа в г. Ханты-Мансийске (1895, 1903, 1905-1918, 1921). И соединив все метрические книги воедино, начиная с 1840 г. мы можем получить полную картину для составления родословной схемы своего рода, проживающего на территории будущего Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района

Следует учесть, что во многих областных архивах метрические книги хранятся до начала 1920-х гг. года, более поздние года пока находятся в архивах ЗАГСа. Но открытого доступа к документам архивов ЗАГСа нет. Предполагается в будущем создать единую базу данных сведений, находящихся в ЗАГСАХ страны.

К метрическим книгам мы обращаемся, если у нас есть информация о годе рождения, смерти, брака. Если же исследователь вообще не владеет информацией о хронологических датах своих родственниках, специалисты рекомендуют обратиться, прежде всего, к Переписным листам Первой Всеобщей переписи 1897 года. Единый день переписи был 9 февраля 1897 г. И если владеете информацией, где проживали Ваши предки, то можете смело обратиться к переписным листам. Не во всех архивах сохранились переписные листы, т.к. согласно инструкции листы уничтожались. К великой радости исследователей Переписные листы Тобольской губернии сохранились в госархиве г. Тобольска. При обращении к листам необходимо выяснить, к каким уездам и волостям относился населенный пункт, где проживали Ваши предки. В опросный лист вошло 14 позиций: среди них родственное отношение к главе семейства, год рождения, место рождения, основное, побочное занятие, отношение к воинской повинности.

Следующими важными источниками в родословии являются исповедные росписи. Начало их составления также относится к первой половине XVIII века. Ежегодно священниками составлялись исповедные росписи (посемейные списки) со сведениями о местожительстве семьи, фамилии, имени, отчестве главы семьи и отношение к нему других членов семьи, их возраст, прохождение исповеди и причастий. В начале исповедных росписей в каждом приходе шли священники (притч церкви) и члены их семей.

Третий внушительный блок сведений о Вашей семье содержится в ревизских сказках, составлявшихся с целью подушного налогового обложения крестьян10. Всего в России было проведено десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. В них (кроме I, II и IV ревизий) кроме мужчин переписывались и женщины. ‘Как правило, в ревизских сказках собиралась информация о составе жителей того или иного двора. Она содержала в себе: имя, отчество и фамилию владельца двора, имя и отчество членов семьи, возраст (для мужчин возраст и по последней ревизии), отношение их к главе семьи (сын, зять, сноха и т.д.)11. При отсутствии кого-либо, причины выбытия из тягла (умер, в рекрутах, отселён). По ревизской сказке можно увидеть сразу несколько поколений семьи. В архивных описях сказки находятся чаще всего в фондах губернских казённых палат. В Тобольске хранятся сказки с 1782-1858 гг. По наличию первых ревизских сказок запросы направляют в Российский государственный архив древних актов г. Москвы.

Архивы военкоматов (Алфавитные списки мобилизованных в действующую армию, в трудармию и т.д.)

Косвенное отношение к генеалогической информации имеют списки религиозных обществ населенных пунктов, с указанием возраста, документы сельских советов, колхозов (списки членов колхозов, похозяйственные книги с указанием членов семьи), личные дела работников райисполкомов, если Вы знаете что Ваш родственник работал в исполкоме, дела лиц, лишенных избирательных прав.

Собрали материал и встали перед вопросом: Создать просто родословное дерево или поколенную роспись? Или представление родословной в виде в виде нисходящей  (от предка к потомкам) либо восходящей таблицы от потомков к предкам? написать книгу? Все зависит от Вашего желания и знания. В схему вы можете включить только мужчин предков и их потомков, можете внести и всех своих родственников.

Желаю Вам удачных генеалогических находок, понимающих вас родственников, архивных сотрудников и здоровья! 

Лидия Завьялова, гл. методист отдела использования и
публикации документов Государственного архива Югры. 2016 г.


«Вернуться назад