Нёмысовы – коренные жители села Полноват Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

С древних времен Нёмысовы проживают в селе Полноват, которое «расположено на правом берегу реки Обь, к юго-западу от Казымского сора, у реки Казым, выше устья соединяющей реки Обь и Казым судоходной протоки, называемой в народе Неводной и у устья речки Полноватки» [1, 58].

Карта села Полноват в 40-50 гг. ХХ века, составленная Е.А. Нёмысовой по памяти, где отмечены: мыс, который выходит на реку Обь, Полна йухан речка Полна, отсюда Полна-авыт. На карте появился Полноват, слились две гласные а, а редуцированный гласный произносится как а. Древнее хантыйское поселение находилось в глубине сойума оврага, а пришлые люди стали селится ближе к берегу р. Обь.

По данным исповедной росписи метрической книги 1794 года в Полноватских юртах числилось 5 хозяйств и 25 жителей, по Переписи 1897 г. – 8 хозяйств. [2]

В 1999 году насчитывалось 432 хозяйства, численность населения – 1285 человек, в том числе 401 ханты, 69 манси, 6 ненцев, 809 жителей некоренных национальностей. [3]

В 30-40-е годы ХХ века в пору моего детства Полноват был довольно крупным селением, где проживали Сызаровы – 4 семьи (Сызаров Илья, Сызаров Степан, Сызаров Павел, Сызарова Мария с сыном), Туполевы – 3 семьи (Туполев Терентий, Туполев Матвей, Туполев Ефрем), Тарлины – 2 семьи (Тарлин Алексей – мой (Е.А.) крестный отец, Тарлин старший – отец Алексея), Нёмысовы – 6 семей: Нёмысов Александр Алексеевич со своей семьей, два брата Нёмысовы: Петр Федорович и Василий Федорович и три сына Василия Федоровича: Петр Васильевич, Михаил Васильевич, Андрей Васильевич – мой отец.

История моего рода начинается с информации кандидата исторических наук Тимофея Алексеевича Молданова[4], записанная от его родителей. Они повествует о том, что женщина из селения Полноват вышла замуж за молодого парня Молданова. У них родились двойники: два мальчика. Вскоре после рождения сыновей муж умер или погиб на охоте. Пожив некоторое время в семье мужа, женщина решила вернуться домой к своим родственникам в Полноват. От этих двойников произошла фамилия ньомыс Нёмысовы.

Поэтому историю своей родословной я начинаю с имени Молтан ики мужчины Молдан(ов), его жены Полнавыт ими женщина из Полновата и их двух сыновей-двойников, которых назвали Петр и Гаврил.

В детстве родители рассказывали, что род Ньомыс прибыл в Полноват из верховьев р. Казым.

Находясь в командировке в Тобольском филиале государственного архива Тюменской области, удалось обнаружить материалы Богородицко-Успенской церкви с. Полноватского [5] В этих материалах оказались записи рождения, смерти и регистрации браков людей, живших Х1Х веке вокруг селения Полноват. Листая эти материалы, я нашла брачный обыск (свидетельство) моего дедушки по отцовской линии Нёмысова Василия Федоровича и его сестры Нёмысовой Екатерины Васильевны, а также имена многих родственников и односельчан, из соседних деревень Чуэли, Мозямы, Амни, Вуркума, Кесьлора и др.

В 1895 году Екатерина Федоровна Нёмысова (возраст 23 года) венчалась в Богородицко-Успенской церкви селения Полноватского (о чем свидетельствует Брачный обыск), её жених Мозямских юрт инородец Иоанн Стефанов Палченов (возраст 58 лет), православного вероисповедания, жительствует в упомянутых гортах в приходе Полноватского Богородицко-Успенской церкви.

Невеста Екатерина из села Полноватское Богородицко-Успенской церкви инородца дочь, девица, православного вероисповедания.

Свидетелями жениха были Павел Леонтьев Туполев (роспись-тамга), Иоан Василиев Пендахов (роспись-тамга), свидетели невесты Никита Симонов Ростин (распись-тамга), Василий Иоанн Иноров (роспись-тамга)

Сведения из Брачного обыска: Нёмысов Василий Федорович – жених из Полновата, невеста Миргалеева Арина Николаевна из юрт Чуэли. Ныне фамилия звучит Миляхова, что означает Мир хaлэв йох Люди рода (народа) Халея (Чайки) по сведениям Ольги Ефимовны Скакуновой (Гындышевой), апрель 2011 года.

В общих записях архивных данных встречаются:

1894 год - имя Петр Федоров Нёмысов, старший брат деда В.Ф. Нёмысова. Петр Федорович ставит вместо росписи тамгу, в 1899 году его роспись отмечается буквами НП, затем – НП, соединив вторую вертикальную палочку Н с первой вертикальной палочкой буквы П.

В 1870 году в качестве свидетелей есть записи имена Федор Гаврилов (ич) Нёмысов и Алексей Петров(ич) Нёмысов, из которых предположительно выстраиваю родословную предыдущих поколений.

В начале ХХ века Петр Федорович Нёмысов, старший брат моего дедушки Василия Федоровича, был одним из активных представителей рода Нёмысовых. По рассказам Петра Ивановича Сенгепова[6], Петр Нёмысов вместе с Тарлиным купили по 300 оленей и пасли около поселения Вyркум (недалеко от нынешнего Белоярского) на реке Казым. Но оказалось, что там мало корма для оленей и Пётр Нёмысов оленей решил продать и построил длинные амбары (длиной в 5-6 длины срубленного дерева) для хранения привозимых для продажи товаров и продуктов. Рассказывали, что у него было много лошадей, а может быть, и коров, был богатым человеком, поэтому в 1935 году его раскулачили и увезли. С тех пор от него никаких вестей не было, его имени нет ни в одном списке реабилитированных. Так канул в неизвестность один из рода Нёмысовых. Дом его национализировали, позднее к нему пристроили вторую половину, в этом доме был детский сад с 40-х до 80-х годов прошлого столетия.

В статье Л. Набоковой и В. Белобородова [7] в имеются сведения о П.Ф. Нёмысове, сопровождавшем в качестве лоцмана группу людей из тузрайисполкома для организации культбазы на Казыме. В повествовании отмечается, что П.Ф. Нёмысов был прежде богатый остяк, лесоторговец. По его мнению, «до Юильского городка можно провести пароход с осадкой в 4 четверти даже осенью. При осадке же 7 четвертей пароход до Юильского городка, возможно провести только весной». Уверенность Нёмысова объяснялась тем, что он прежде занимался лесосплавными операциями по Казыму и фарватер Казыма знал хорошо. Сопровождающие все же не оспаривали слов Нёмысова, поскольку ими не производились систематические промеры.

Все Нёмысовы были рыбаками, охотниками, как и всё коренное население Полновата и близ лежащих деревень. Имя Василия Федоровича Нёмысова, моего деда, встречается в дневниковых записях В. Штейница[8], ученого-исследователя хантыйского языка, крупнейшего финно-угроведа, который побывал в Полновате августе-сентябре 1935 года.

В семье Ньомыс Ващка Василия Нёмысова было в живо три сына Петр, Михаил и Андрей и дочь Ульяна.

Каждый из сыновей жили в с. Полноват в своих домах. Все они занимались рыбной ловлей, охотой, содержали скот. Летом жили в летней деревне на берегу протоки, которую впоследствии стали называть Нёмысовской (после 50-х годов ХХ века).

О Нёмысовых середины ХХ века написано в периодической печати [9], о древнем роде Нёмысовых опубликованы научные статьи в коллективных сборниках [10].

В исследований родословной семьи Нёмысовых использовались сведения информантов: одного из старейшин данного рода, матерью А.И. Нёмысовой, М.Д. Немысовой, Г.М. Нёмысовым и др.; односельчанами Е.П. Сызаровой; устные рассказы членов семьи Т.А. Моланова, П.И. Сенгепова, Я.И. Сенгепова; в научно-исследовательской литературе: карта Ремезова, лингвистические и этнографические труды финно-угроведа, известного исследователя культуры обско-угорских народов В.К. Штейница, совершившего научную экспедицию в августе-сентябре 1935 года в село Полноват, материалы Государственного архива г. Тобольск, научные статьи Е.А. Немысовой о родословной своей семьи, публикации в периодической печати о семье Нёмысовых.

Вся эта информация дала возможность построить схему «Древний род Нёмысовых» из Полновата Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Литература:

1. Дмитриева Т.Н. Топонимия бассейна реки Казым. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005. – 580 с.

2. Там же

3. Там же

4. Молданов Т.А. устный рассказ из «Семейного архива Молдановых»;

5. ГУТО «Государственный архив в г. Тобольск» № фонда 306, № описи 2, Ед. хранения 1. Богородицко-Успенская церковь с. Полноватское. Начато 15 мая 1882 г. Окончено 14 июня 1882 г.;

6. Белоярский архив северных ханты: информант П.И. Сенгепов;

7. Л. Набокова, В. Белобородов. Казым. 1929 год / ж. Югра, № 6, 2000, - С. 61-64;

8. Steinitz W. OstjakologischeArbaiten: Band III – texteausdemnachlass, Berlin: Akademie-Verlag, 1989. – 641 c.;

9. Газета «Путь к коммунизму», 11.09.1971, Газета «Ленин пант хуват», № 37(1197), 12.09.1970; Скрипунов Г. Рыбак с Горной Оби / газета «Ленинская правда»;

10. Составь свою родословную (+СД – программа построения фамильного дерева). СПб.: Питер, 2001. – 128 с.;

11. Немысова Е.А.. Древний род Нёмысовых из Полновата / Величко Н.И. Женщина из Полновата: к 80-летию со дня рождения и 55-летию научно-педагогической деятельности Е.А. Немысовой. – СПб:, Алмаз-Граф, 2016. 186 с.;

12. Немысова Е.А. Военная дорога Нёмысовых / Сб. «Живые помнят о вас» / авторы проекта Л.А. Макеева, Н.Г. Максименко. Белоярский район, 2012. – с. 78-83;

13. Немысова Е.А. Древний род Нёмысовых /Сб. «Этнолингвистические и этнопедагогические проблемы воспитания детей в семье коренных малочисленных народов Севера / Сост. Р.Г. Решетникова. – Ханты-Мансийск: Принт

Класс, 2013. – С. 19-28.

Е.А. Нёмысова, кандидат педагогических наук,
Н.И. Величко, кандидат культурологии


«Вернуться назад