Святыня на Иртыше

Автор: Мария Першина
Иллюстрации: Нина Воинова
Журнал «Югра» - № 1/2014 год.

Всякая вера это только ответ на то, 
как мне жить на свете, не перед людьми,
а перед Тем, Кто послал меня в мир.
Лев Толстой

На высоком берегу Иртыша издалека видны дома поселка Горноправдинск, самого большого в Ханты-Мансийском районе и самого молодого, если считать датой его рождения сентябрь 1965 года. Но есть и другая дата – рождения старинного села Горнофилинск, появившегося на карте Российской империи по указу царя Михаила Фёдоровича как ямщицкое поселение. Архивные материалы, рассказывающие об истории поселка, неразрывно связаны с развитием православия в Сибири. 

Избрание поверенных

Вдохновителем и проводником массовой христианизации остяков и вогулов был Филофей Лещинский, Сибирский митрополит.

В селе Филинском, упоминаемом в документах XVIII века как Филинский погост, первая деревянная церковь, а возможно, часовня во имя Вознесения Господня, была заложена митрополитом в 1714 году. В то время приход относился к Демьянскому заказу. Часто храмы в селе перестраивались потому, что оказались вблизи обваливающегося берега Иртыша или по причине ветхости здания.

Двадцатого декабря 1788 года Герасим Наумов, священник Вознесенской церкви Филинского погоста Демьянского десятоначальства, покорнейше просит Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, освятить новую церковь, которая была построена вместо старой обветшалой, заложенной в 1787 году. В следующем документе священник Герасим Наумов сообщает, что «факт освящения свершился 30 января 1789 года».

Итак, в селе Филинском первая деревянная церковь, во имя Вознесения Господня, заложена митрополитом Филофеем в 1714 году. Вторая церковь построена в 1755 году и освещена в 17 и освящена 18 октября того же года. Третья – заложена в 1787 году и освящена в январе 1789 года. Настоящий каменный храм появился в 1835 году. Как сообщают документы, «построен на средства прихода». Путь к строительству каменного храма был длинным. Просматривая документы, находим, что через 30 лет после освящения в 1789 году деревянного храма, 19 марта 1819 года, от поверенных прихожан Филинского села Вознесенской церкви – избранных «емщика» Ивана Вторушна и «есашного» Михаила Баева – поступает прошение. Они ставят в известность Высокопреосвященнейшего Амвросия, что «…приходская Вознесенская церковь деревянного строения по древности приходит в ветхость, а потому потреблять в ней священнослужение на будущее время опасно … Посему прихожане по общему усердию желают на месте той ветхой церкви построить новую каменную одноэтажную… На каковой предмет и подписали они тогда же тысячу четыреста рублей, собранные церковным старостой». Далее сообщается, что «… без постороннего пособия церковь не построить, а потому избрали из числа прихожан емщиков Сивкова, Молокова, Ивана Пузина, Родиона Куклина и Гаврила Молокова для собирания от доброхожнодателей прикладов поручили исправить требы Вашего Высокопреосвщенства на оначенное построение вновь каменной церкви архипастырского благословения с выдачею на то благословенной грамоты, рисунка и плана, так и двух зборных книг на трегодное время нами выше писанных емщиков». Девятнадцатого марта 1819 года в журнал Тобольской консистории было записано, что на строительство в селе Филинском новой каменной церкви дается разрешение «с выдачею на онное благословенной грамоты, рисунка, плана и двух сборных книг на трегодичное время на имя избранных прихожан.. Сей указ для пособия и книги выдать на показанный срок, план выдан будет приказами с прописанием резолюции его высокопреосвященства послать Благочинному отцу протоиерею Петру Фелицину…». Через семь дней, т.е. уже после принятого решения, в Тобольский окргу снова обращаются денщиковские, тарханские, нарымские ямщики и крещеные ясашные остяки, «значащиеся ниже сего в рукоприкладстве». В своем прошении они настаивают на строительстве в селе Филинском вместо старого здания церкви нового каменного и сообщают, что на первый случай даже приготовили материалы и собрали пожертвования в сумме одной тысячи четырехсот рублей. Избрали «поверенных со стороны емщицкой Ивана тимофеева сына Вторушина, а со стороны ясашной крещеных остяков Михаила Алексеева сына Баева, который доброго и хорошего поведение». Они просят благословения позволить построить каменную церковь и «здать на постройку онной благословенную грамоту, и потом через онного следует испросить рисунок и план».

Казалось бы, вопрос строительства церкви решен, но прошло четыре года, и 31 декабря 1823 года снова встает вопрос «О заложении в селе Филинском вместо ветхой деревянной церкви каменной Вознесенской церкви». Просители указывают, что материал уже запасен. «Только, Ваше Высокопреосвященство, надо приказать, кому следует в будущее лето онную церковь починоположение заложить…». А протоиерей Филинской Вознесенской церкви Петр Фелицин хлопочет о выдаче сборной книги на строительство церкви.

Возникает вопрос: почему на столь долгий срок было отложено строительсов храма? В одном из документов отмечается о существовании договоренности в отношении каменщиков. Сарайным полем называли старожилы села Горнофилинск то место, где, по преданию, готовили кирпичи для храма, где земля и по сей день имеет красноватый цвет.

Восстанавливая по документам историю храма и историю становления православия в Филинском приходе, невозможно не вспомнить служителей культа, оставивших свое имя в истории. Уже прозвучали фамилии священников Герасима Наумова, Петра Филицина. Из православных изданий и архивных источников известно, что в 1742 году Арсений, митрополит Тобольский и Сибирский, разрешает служение в Вознесенской церкви Филинской волости Кармацкому попу Семену Афонасьеву вместо умершего священника Макара Молокова. В 1773-1774 годах в Филинском погосте Демьянского заказа служил священник Иван Попов, а с 1781 года – Алексей Дьяконов.

Достоверно известно, что священником в третьей церкви (1834 г.) служил Василий Тимофеевич Пономарев. Всеобщая перепись населения Российской империи 1895 года гласит, что в Филинской Вознесенской церкви в 1895 году служил Александр Анатольевич попов, тридцати трех лет. В 1911 году в Филинской церкви служил священник Захар Кириллович Гердов, окончивший учительскую семинарию и пастырские курсы. «С 1904 года псаломщиком, с 1907-го – дiаком, а потом священником вплоть до закрытия храма служит Тимофей Федорович Харитонов, священник села Селинского Тобольского округа, окончивший Казанскую крещено-татарскую школу. Последний священник Филинской Вознесенской церкви».

Да здравствует советская власть!

Революционные потрясения начала ХХ века разрушили не только многовековой уклад жизни всего русского народа. В эти годы террора и безбожия были закрыты и уничтожены православные обители и храмы.

Созданный в 1918 году Филинский ревком возглавил балтийский моряк Николай Поспелов, уроженец села Уват. (Одна из улиц поселка носит его имя.) Документы архива свидетельствуют, что работа по искоренению веры начата была сразу же после издания Советами постановления об отделении церкви от государства, хотя Самаровский РИК неоднократно отмечал, «…что работа с бедняцкой массой в этом направлении в Филинске ведется недостаточно». Советы в борьбе отстаивали свои завоевания, а церковь, отделенная от государства, жила, приход работал, поднимались и решались самые разные жизненно важные, духовные вопросы.

В 1920 году гражданка села Филинского Соломея Вакулина просит для проживания дом дьячка. В заявлении она поясняет, что «…муж в тюрьме, два сына на позиции, три дочери – 17, 12 и 4 лет…» Семья красноармейца нуждается в жилье. Но к её просьбе местные власти остались глухи. Почему женщина просит дом дьячка, где на тот момент живет он сам и его семья? Пока ответа нет.

Вскоре после установления советской власти в Филинске в село пришли колчаковцы. Ненадолго восстановленную власть сменил мятеж 1921 года. Местные активисты Поспелов и секретарь комсомольской ячейки Худяков были казнены. В архиве Тобольска обнаружен документ, где представлен «Список всех убитых и замученный партизанами партейных Деньщиковского сельсовета». Под № 1 в этом списке – Соломея Вакулина. Та самая Соломея Вакулина!? Под № 3 в списке Николай Поспелов, секретарь комячейки.

А служба в храмах Тобольской епархии продолжается. Благочинному священнику села Филинского Тимофею Харитонову приходят разного рода документы, в которых прослеживается работа церквей прихода. Восемнадцатого января 1922 года священник Петр Варсин Коневской Пророко-Ильинской церкви Тобольского уезда в рапорте к Благочинному священнику села Филинского Тимофею Харитонову обращается: «Имею честь предоставить присемъ вашему Высокоблагословению денежныя сборы съ нашей церкви въ теченiи 1921 года», далее просит выслать венчиков и молитв. В июне 1923 года Филинский волостной исполком ставит в известность священника Филинской церкви: «…Согласно радиограмме из Москвы № 109, служители религиозных культов освобождены от уплаты промыслового налога. Филинский исполком настоящим дает Вам знать, что впредь от выбора патента Вы освобождаетесь». За секретаря ставит подпись Павел Абрамович Воробьев, учитель Филинской школы, дедушка учителя средней школы поселка Горноправдинск Натальи Александровны Слинскиной, прадед учителя школы Елены Алексеевны Широковой (Прим. авт.).

Из протоколов общих собраний верующих обязаны обращаться в Самаровский РИК за разрешениями, чтобы провести собрание или крестный ход на праздники. И при этом необходимо предоставить веские доводы, обосновать необходимость конкретной даты.

Протокол совместного собрания православной общины и представителей советской власти от 11 апреля 1923 года ярко раскрывает время и их взаимоотношения.

На заседании зачитывали циркуляр № 401 от января 1923 года «О церкви в настоящий момент», докладчик Змановский. Затем группа верующих попросила местного священника Харитонова сделать доклад о живой церкви, от чего священник Харитонов не отказался, вкратце пояснил, но «по заслушиванию его население возмущено… Предволисполкома Змановский в присутствии священника Харитонова своим докладом о живой церкви еще более затронул сердца и умы верующих, до того не совсем убежденных в вере в Бога. А уже после доклада вполне было заметно доброжелательное настроение группы верующих не только к живой церкви, но и ко всякой религии». После чего вели разговор о строительстве соввласти, кто ей руководит и управляет и кто управлял раньше; о самогоне, какой он наносит вред государству и тому кто его пьет; о печальных явлениях, убытках и т.п.

Вопросам культпросвета Змановский уделил достаточно внимания. Представил группе верующих доклад о величайшем значении культурно-просветительской жизни, в котором была затронута проблема беднейшего оборудования самого народного дома, где заседает группа верующих совместно с Филинским исполкомом. Не успел еще закончить свой доклад ответственный секретарь Змановский, посыпались добровольные пожертвования в пользу культпросвета, в результате по окончании настоящего доклада скопилось 50 рублей от 20 человек верующих. Сам местный по первый пожертвовал 10 рублей, церковный староста – 3 рубля, трапезник – 2 рубля, а за ними и группа верующих положила 35 рублей. Змановский поблагодарил за такое отношение верующих, которые в тот самый момент провозгласили: «Товарищ председатель Филинского волисполкома, давайте работать вместе… Мы приветствуем советскую власть в лице ея управителей, которых выделяет наша коммунистическая партия…»

Не прошло и трех дней, как начали поступать в пользу культпросвета деньги и прочие предметы для украшения театра, коему дано имя в честь замученного в этом же доме товарища Старостенко. Поступило денег  70 рублей. В пользу этого театра поступления еще не закончены. Но этого было недостаточно, группа верующих еще пожертвовала и из церковных предметов на оборудование и украшения храма просвещения, а именно пожертвовали: шелковый подризник, материи хорошей красной с золотой обшивкой, три ковра для украшения сцены… «Группа верующих открыто высказалась на собрании, что и эти церкви со временем перейдут на такие культурные учреждения, как театры, клубы и т.п. Не мешало бы филинских граждан за отрадное впечатление поместить куда следует в нашей советской печати, в чем прозьба в известность поставить Филинский волисполком. Да здравствует советская власть вместе с коммунистической партией».

Продолжение следует…


«Вернуться назад