Святыня на Иртыше. Продолжение

Автор: Мария Першина
Иллюстрации: Нина Воинова

Журнал «Югра» - № 2/2014 год.

Вознесенскую церковь в Горноправдинске пытались снести с лица земли в 30-е, 50-е, 60-е годы прошлого века. В наши дня он возрождается. Будем надеяться, что храмы больше никогда не будут мешать нам, и, обустраиваясь на этой земле, мы будем руководствоваться не только материальными перспективами. Но прежде всего заповедями Божиими. Сказано ведь, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». 

Перед служителями веры и приходом возникает много вопросов экономического и хозяйственного характера. В первую очередь – вопрос аренды помещения церкви. Если в ближайшее время не решить этот вопрос, то здание отойдет государству. Тридцатого ноября 1924 года по разрешению Демьянского района милиции, административного отдела на собрании под председательством Евгения Молокова, при секретаре Иване Сивкове, кроме этого вопроса, решаются и другие. Выбирают старосту, решают вопрос найма сторожа и просфорниц, отопления.

На сложную политическую обстановку, социально-экономические условия в жизни прихода накладываются последствия природного катаклизма, случившегося 28 июня. Во время урагана были повреждены крыша церкви, крест и колокольня. Нужен ремонт. Верующие обратились за разрешением для проведения собрания. По разрешению Филинского сельского Совета от 1 июня 1929 года на собрании 7 июля 1929 года присутствовали 15 уполномоченных от группы верующих. Необходимый ремонт восьмерика колокольни, поправка крыши среднего храма и дымовой трубы были произведены до 1 января 1930 года Никифором Овсянниковым и Миклиным.

Но уже выписка из протокола заседания президиума Самаровского райисполкома от 10 апреля 1931 года дает понять, что натиск на религиозные объединения в районе со стороны НКВД, власти усиливается. А сами религиозные общества по каким-то причинам не выполняют требования административных органов, не предоставляют материалов для регистрации общества. На одном из заседаний Самаровского райисполкома слушали вопрос «Об уклонении от регистрации религиозных обществ». Президиум ходатайствует перед Тобольским окрисполкомом о закрытии молитвенных зданий.

А между тем Филинский приход дает отчет о работе, служителях, членах общины, имущественном положении, возрасте и времени работы при церкви. Приход возглавляет Тимофей Федорович Харитонов, которому на тот момент 60 лет. В списке девять членов церкви, а по списочному составу членов филинского православно-религиозного общества верующих на 1 января 1931 года 609 человек! А в селе было 34 двора и проживали 174 жителя. Филинское никогда не было большим селом, но в округе было много населенных пунктов, и на праздники в церкви было всегда многолюдно.

В ноябре 1931 года Филинский церковный совет просит разрешение на проведение собрания 19 января 1932 года. За подписью председателя РИК Губина в Филинский Совет приходит разрешение следующего содержания: «…Разрешается 19 января 1932 года в Филинске церковное собрание с участием представителей только деревень, входящих в Филинский Совет. Копию протокола собрания вышлите в РИК.  Для участия на религии приглашать обязательно представителя сельского Совета, списки верующих РИКу пока представлять не нужно». Собрание разрешено, и верующие обсуждают требующие решения вопросы содержания помещения, страховки и уплаты налога с церкви, перевыборы церковного совета, не упоминая самого праздника 19 января – Крещения Господня, ради которого они в этот день собрались. В такой невероятно сложной обстановке в стране у мирян наступает момент, когда они начинают колебаться и отходить от веры.

В 1931 году (даты нет) за подписью председателя и секретаря РИК в Филинский Совет направлено рекомендательное письмо. «За последнее время со стороны батрацко-бедняцкой и середняцкой массы участились случаи поступления в РИК заявлений по вопросу использования здания религиозного культа на культурно-просветительные цели. Считая, что эти заявления вполне заслуживают уважения». Далее идет речь о том, что на должном уровне не решается вопрос антирелигиозной пропаганды среди крестьянства, и предлагаются меры по улучшению этой работы. А вскоре единодушно на налоговой сессии решили «обложить в индивидуальном порядке кулацко-зажиточную часть деревни служителя культа Харитонова Тимофея Федоровича».

В списке действующих и ликвидированных церквей, находящихся на территории Самаровского РИКа Остяко-Вогульского ОКРИКа, составленном 11 января 1932 года, храм Вознесения Господня села Филинского пока действует. В рекламном буклете Службы по делам архивов Ханты-Мансийского округа – Югры, художетсвенной галереи Фонда поколений ХМАО – Югры. выставки архивных документов «Ликвидация церквей 1918-1960» говорится о том, что «Вознесенская церковь д. Филинская основана в XVIII веке, закрыта в 1930 году». в истории еще много невыясненных вопросов. Понятно, что представители власти всячески препятствовали проведению праздников, облагали налогами служителей, внушали молодому поколению веру в лучшую справедливую жизнь без попов. Служители церкви вынуждены были идти на мировую с новой властью, по возможности принимать активное участие в строительстве нового государства, выполнять требования, циркуляры и постановления. Церковь жила под постоянным надзором и решала все вопросы только по согласованию с Советом, хотя на тот момент она более десяти лет уже была отделена от государства.

Многие годы существовала версия, что последний священник Вознесенского храма был убит и утоплен в Иртыше. Но «Книга расстрелянных», Мартиролог погибших от рук НКВД в годы большого террора гласит: «Харитонов Тимофей Федорович 1871 г. р., д. Крещенская-Шуран Уфимской губернии. Бывший священник. Плотник тобольской судоверфи Обьгосрыбтреста. Арестован 8.9.1937 г. Осужден «тройкой Омского УНКВД 10.10.1937 г. Расстрелян в Тобольске 14.10.1937 г. Реабилитирован 30.12.1956 г.».

Можно предположить, что священник после закрытия храма в Горнофилинске, оставив службу, выбыл в Тобольск и переквалифицировался в плотника, но в душе остался верен Христу. Возможно, за этот факт биографии он поплатился жизнью.

«Протокол заседания президиума Самаровского РИКа от 12 января 1939 года гласит: «С. Г-Филинское. Молитвенное здание находится в безхозяйственном состоянии с 1933 года, обряды не совершаются, и с 1936 года в молитвенном здании никто не бывал, в результате чего часть имущества молитвенного здания пришла в негодность. Само здание разрушается. Община верующих распалась 1932 году. Президиум райисполкома постановляет: утвердить решение Горно-Филинского сельсовета о передаче молитвенного здания под клуб как наодящегося в безхозяйственном состоянии. 1. Просить президиум облисполкома утвердить настоящее решение. 2. Поручить райпрокуратуру привлечь к уголовной ответственности бывшего церковного старосту Курбатова, обокравшего молитвенное здание Г-Филинска».

Храм закрыт. Здание стоит и разрушается. Секретарь исполкома окрсовета Г.Г. Вторушин, посетив в 1951 году колхозы Филинского Совета и Бобровского лесоучаствка Самаровского района, доводит в своей докладной записке до сведения секретаря Ханты-Мансийского окружкома ВКП (б) М.Я. Савина, горкома ВКП (б) и исполкома Самаровского райсовета следующую информацию: «В д. Г-Филинск имелась каменная церковь, исключительно хорошее здание… Неизвествно кем, видимо, местными жителями, с церкви с крыши начали срывать железные листы. Сельский совет не пресек эти факты, и железо исчезло. В 1951 году в июне – июле сельсовет ставит вопрос на сессии о продаже этой церкви рыбкоопу на кирпич. Решение сессии принято: церковь продана на разлом за 7000 рублей. Рыбкооп посылает людей и начинает разламывать церковь, дошли с разломом до потолка, большинство получилось лом, а не кирпич. Райисполком запретил разрушать это здание, хотя факт совершился, и часть его разломана. Сельсовет тогда продает не целиком церковь, а кирпич по 300 рублей за одну тысячу, всего продал примерно 3000 штук, а остатки жести крыши – по 25 р. за лист. Я категорически запретил разлом церкви, которую можно еще как здание восстановить и использовать для культурных целей, лучше всего под семилетнюю школу. Считаю необходимым, чтобы этот вопрос был доведен до конца, и здание провести в порядок под школу».

В своих воспоминаниях Тамара Васильевна Уватенкова и Александр Федорович Захаров, жители села, пишут, что после закрытия храма еще долго дети находили предметы церковного убранства и одеяния священников. В 1964 году, когда в Филинске обосновалась экспедиция геологов, стены древнего храма пытались взорвать. Свидетель этого Петр Филиппович Пальянов рассказывает, что когда были снесены первые дома на улице Ленина, Кивской, для кладки печей нужен был кирпич. Попытались с западной стороны заложить взрывчатку, чтобы потом можно было разбить стену. Но так же, как в 1951 году, кирпич рассыпался.

В сентябре 1989 года возрождается небольшая община верующих, которые собирались для обще молитвы на дому.

Деятельность прихода Филинского храма Вознесения Господня была возобновлена в 1993 году.

Семнадцатого января 2004 года состоялось открытие воскресной школы.

Православная жизнь в приходе ожила с лета 2008 года, когда в храм Вознесения Господня был направлен настоятелем иерей Александр (Мензелинцев). Настоятеля храма Вознесения Господня иерея Сергия (Кабальнова) осенью 2012 года сменил иерей Евгений (Кизин).

178 лет стоит храм Вознесения Господня на земле древней Югры. по данным Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры на 1 марта 2011 года, он находится на государственном учете как памятник архитектуры конца 19 века.

Начавшаяся летом 2013 года реставрация храма должна закончиться через 600 дней.

Выражаю благодарность за помощь в подготовке публикации
сотрудникам Государственного архива Югры
Ольге Александровне Спиридоновой
и Лидии Михайловне Завьяловой.


«Вернуться назад