Негасимый свет

Автор: Ольга Пламадилова
Фото: Игорь Дементьев, из фондов Госархива Югры

Журнал «Югра» - № 6/2014 год.

Известный общественно-политический деятель Югры, депутат Верховного Совета СССР, РСФСР Антонина Григорьева в одном из своих выступлений сказала: «Много у нас теперь героев, но первыми ковалями сибирского ускорения были учителя. Это они зажгли над Севером новый свет. Какими бы сказочными кладами ни поражала земля Югорская, сотворенное здесь учителем чудо навсегда останется главным».

Эти слова стали рефреном первого цикла выставочного проекта Государственного архива Югры «история формирования интеллигенции из числа коренных малочисленных народов Севера». На стендах выставки размещены уникальные документы об организации и становлении образовательной сети в 1930-е годы и подготовке педагогических кадров для национальных школ округа.

Наш гид по выставке, заведующая отделом использования и публикации документов Светлана Тюлина, рассказала, что идею цикла вынашивали давно. Недостаточно было архивных документов. Помогли те, кто стоял у истоков становления просвещения и образования в Остяко-Вогульском национальном и Ханты-Мансийском округах, и их родственники.

В 30-е годы остро встал вопрос о подготовке квалифицированных специалистов в сфере хозяйственной и культурной деятельности.

В постановлении от 9 января 1932 года «О ликвидации неграмотности и малограмотности населения округа в возрасте от 16 до 50 лет» говорится: «Ввести всеобщее обязательное обучение неграмотного и малограмотного трудящегося населения округа от 16 до 50 лет, проживающего на территории нижеуказанных районов, туземных и сельских советов и населенных пунктов всего Самаровского района, за исключением кочевого и полукочевого туземного населения, кочующего и полукочующего на территории Вершино-Казымского туземного Совета и приписанных к последнему». Дальше в документе перечислены все территории округа.

«Туземцев» - на учебу

В другом постановлении, «О коренизации аппарата и подготовке кадров из туземного населения», указано: «в течение 1933 года довести количество туземцев в аппаратах райучреждений… до 25 % всего состава. Руководители хозяйственных организаций обязаны ежедневно на четыре часа освобождать туземцев-выдвиженцев от работы для прохождения ими учебы. Прикрепить к ним преподавателей из числа учителей».

Одним из первых учителей коренного населения был Аркадий Николаевич Лоскутов. Сын крестьянина Вятской губернии окончил Куженерскую школу с педагогическим уклоном и получил звание учителя начальных классов. В июле 1928 года по направлению наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского учитель Лоскутов прибыл в Березовский район, поселок Сартынья, для организации мансийской школы-интерната. В 1931 году Аркадий Николаевич был переведен в Казым и там создал хантыйскую школу-интернат.

       

С 1961 по июнь 1964 года А.Н. Лоскутов работал директором школы № 1 Ханты-Мансийска. После выхода на пенсию 23 года возглавлял Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей.

Фотографии и документы А.Н. Лоскутова для работников Госархива Югры – особенная реликвия. Ведь многие сегодняшние представители интеллигенции из числа коренных народов Севера учились у него, познавали основы грамоты.

На обском Севере были открыты и функционировали как русские, так и национальные школы. Ликвидация неграмотности среди туземных народностей Уральского Севера стала одной из главных задач для автономного округа в период его становления. В постановлении № 146 Президиума Уральского областного исполнительного комитета от 14 февраля 1932 года «О хозяйственном и культурном строительстве в северных национальных округах Уральской области» ставится задача «в ближайшие годы ликвидировать хозяйственную и культурную отсталость».

Задачи дальнейшего профессионального образования молодежи северных округов решались на двух уровнях. На рубеже 20-30-х гг. в образовательных центрах России были открыты отделения и факультеты средних и высших учебных заведений для внеконкурсного приема и подготовки специалистов из числа аборигенов Севера.

Ведущую роль сыграл открытый в г. Пушкино Ленинградской области первый и единственный в мире институт народов Севера (ИНС). Поступающие абитуриенты должны были свободно владеть русской речью, обладать знаниями в объеме национального техникума или рабфака и иметь стаж практической работы. в институт и на подготовительное отделения принимались туземцы в возрасте не моложе 16 и не старше 23 лет. При ИНСе существовал специальный интернат для студентов-инородцев. Кроме обязательной учебной программы, студенты изучали родные языки и фольклор, здесь каждый мог проявить свои литературные и художественные способности. В специальной художественной мастерской института студентов обучали технике современной живописи с ориентацией на национальные традиции.

Первый выпуск Института народов Севера состоялся 3 мая 1931 года. все выпускники высшего учебного заведения были направлены на свою малую родину в качестве педагогов, советских, партийных и кооперативных работников. Из стен института вышли также талантливые педагоги, художники и писатели, посвятившие себя развитию и процветанию родного края.

Ближайшим к Остяко-Вогульскому национальному округу учебным заведением, который занимался подготовкой кадров для русских и национальных школ Севера, был Тобольский педагогический техникум. При техникуме было создано подготовительное туземное отделение (туземная школа). Контингент учащихся состоял из числа окончивших национальные школы-интернаты. При наборе существовал принцип целевого направления: каждому северному району бронировалось определенное количество мест в зависимости от численности учеников каждой национальности.

Туземное отделение Тобольского педагогического техникума и подготовительная трехгодичная туземная школа были переведены в пос. остяко-Вогульск. Остяко-Вогульский педагогический техникум стал первым средним специальным учебным заведением по подготовке педагогических кадров для национальных школ округа.

Многие выпускники отделения народов Севера продолжали свое образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

В Институте народов Севера получили высшее педагогическое образование и стали первыми учителями национальных школ Н.И. Терешкин, В.С. Алачев и другие.

Яркими представителями интеллигенции из числа коренных малочисленных народов Севера стали Е.А. Немысова, Е.И. Ромбандеева, А.М. Конькова; Х.П. Пухленкина, А.М. Сенгепов, Е.Д. Айпин, М.К. Волдина и многие другие.

В первом цикле выставочного проекта Государственного архива Югры «история формирования интеллигенции из числа коренных малочисленных народов Севера» рассказано в документах и фотографиях о пяти самых известных персонах.

Сказительница и партработник

Известная сказительница Анна Митрофановна Конькова (1916-1999) родилась в 1916 году в мансийском селении Евра в Пелымской волости (ныне Кондинский район). Росла в семье с суровыми нравами, посещала школу только в свободное от домашней работы время. Затем училась в Остяко-Вогульском педагогическом техникуме, по окончании работала учительницей в пос. Березово Березовского района. Около 20 лет А.М. Конькова отдала дошкольной педагогической работе. Активной литературной деятельностью начала заниматься после выхода на пенсию, в 1967 году. издано более 20 произведений и сборников Анны Коньковой. Первые опубликованные тексты сказительницы – быль-рассказ «Васька» (1976) и сказка «Колыбельная вечерины» (1976).

Большой вклад в просвещение коренных народов автономного округа внесла Хиония Петровна Пухленкина. По национальности ханты, родилась в 1916 году в деревне Сахами Сургутского района в семье рыбака. Ее университеты – Тобольский детский дом, школа Тюменского ФЗУ, Самаровская национальная семилетка, Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище. От учительницы начальных классов в Ягано-Куртской национальной школе Микояновского (ныне Октябрьского) района до председателя окружного совета работников народного просвещения, завотделом культуры, партийного работника – таков трудовой путь дочери рыбака из маленькой хантыйской деревни.

Доктор наук из рода охотников

Далеко за пределами Югры известно имя Евдокии Ивановны Ромбандеевой, доктора филологических наук. Она родилась в 1928 году в с. Хошлог Березовского района в семье охотника манси. Училась в начальной школе, жила в интернате. Семилетнее образование получила в Сосьвинской культбазе. Затем – национальное педагогическое училище. По окончании работала в начальной школе Хошлога, поступила на филологический факультет ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова. Во время учебы перевела с русского на мансийский язык несколько детских книг по внеклассному чтению для мансийских школ. В 1954 году выходит составленный ею «Русско-мансийский словарь», содержащий более 10 тысяч слов. Работая младшим научным сотрудником Ленинградского отделения Института языкознания Академии наук СССР, Евдокия Ивановна в 1964 году защитила кандидатскую диссертацию, позднее – докторскую.

Работы Евдокии Ивановны Ромбандеевой переведены на многие иностранные языки: немецкий, английский, венгерский, французский, эстонский, итальянский. За вклад в науку ей присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки РФ»; «Заслуженный работник образования Ханты-Мансийского автономного округа»; лауреата премии «Звезда Утренней Зари».

Особой заслугой Е.И. Ромбандеевой является то, что результаты своей деятельности она сумела внедрить в практику школьного и вузовского обучения мансийскому языку.

В марте 1990 года в Ханты-Мансийске при институте повышения квалификации педагогических кадров Евдокия Ивановна организовала лабораторию комплексных исследований по финно-угроведению под эгидой Института истории, филологии и философии СО АН СССР. В декабре 1991 года на базе этой лаборатории создан научно-исследовательский институт возрождения обско-угорских народов, где Евдокия Ивановна возглавила отдел языка, литературы и фольклора. Она является членом ученого совета. Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, редколлегии «Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа», финно-угорского общества, общества Ф.Ф, Фортунатова (МГУ).

Просветитель, писатель, переводчик

Выдающемуся просветителю хантыйского народа, педагогу, писателю, заслуженному деятелю культуры России Алексею Михайловичу Сенгепову (1932-2004) также посвящен один из разделов выставки.

Он родился в 1932 году в деревне Юильск Березовского района в семье хантыйского рыбака-охотника. Когда там открыли начальную школу, его привезли со стойбища Сюньюган учиться грамоте. Алексей окончил четырехлетнюю школу и продолжил образование в Казымской семилетке. В 1947 году поступил в Ханты-Мансийское педучилище, затем в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. В 1956 году М. Воскобойников опубликовал обзор «Литература народов Крайнего Севера за 25 лет», в котором была и такая строчка: «Пишет стихи студент ханты А. Сенгепов».

Одна из ярких страниц жизни А.М. Сенгепова – преподавание хантыйского языка в Ханты-Мансийском педагогическом училище. С 1969 года он работал в окружных газетах «Ленинская правда», «Новости Югры», «Ханты ясанг». Возглавлял редакцию национальных передач окружного радио до выхода на пенсию. С 1999 года работал сотрудником НИИ возрождения обско-угорских народов.

А.М. Сенгепов – соавтор и составитель девяти учебников грамматики хантыйского языка для 1-3 классов и книг для внеклассного чтения в национальной школе, учебника хантыйского языка для педучилищ. Автор книжек с рассказами, переводами песен и стихов, научных и методических публикаций в журналах и сборниках, редактор поэтических и прозаических книг хантыйских поэтов и писателей М. Шульгина, В. Волдина, Е. Айпина. Автор книги «Касум ики путрат» («Рассказы старого ханты»).

Первый директор НИИ угроведения

Евдокия Андреевна Нёмысова родилась 4 мая 1936 года в с. Полноват Березовского района в семье хантыйского рыбака-охотника. В 1952 году закончила Полноватскую семилетнюю школу и продолжила учебу в Ханты-Мансийском национальном педучилище. Затем – ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена и аспирантура этого же института. По окончании Нёмысова работала учителем русского языка и литературы в поселках Ванзеват Березовского района и Шеркалы октябрьского района, преподавала хантыйский язык и литературу в Ханты-Мансийском педучилище, была методистом по хантыйскому языку в институте усовершенствования учителей, научным сотрудником в научно-исследовательском институте национальных школ Министерства просвещения РФ.

В 1990 году в Москве Е.А. Нёмысова защитила кандидатскую диссертацию и вместе с другими представителями национальной интеллигенции автономного округа создала Научно-исследовательский институт возрождения обско-угорских народов ХМАО (далее переименован в НИИ угроведения) и стала первым его директором (1991-1998 годы). С 2004 года является заведующей лабораторией по разработке учебно-методических комплексов по родным языкам и литературе обско-угорских народов института повышения квалификации и развития регионального образования.

Е.А. Нёмысова – одна из инициаторов создания культурантропологической школы КАСУМ-КАШ (поселок Казым) и научный руководитель эксперимента Варьёганской средней школы по реализации новой модели «Формирование единой профессионально-образовательной системы в поселке как механизм возрождения социума коренного населения». Она стояла у истоков создания в 1989 году общественной организации «Спасение Югры». Принимала участие в разработке закона «О языках коренных малочисленных народов ХМАО». Более 35 лет Е.А. Нёмысова – постоянный внештатный корреспондент окружных газет «Ханты ясанг» («Ленин пан хуват»), «Новости Югры».

Заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный работник образования автономного округа, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека(1995 год), член финно-угорского общества им. А. Регули (Венгрия). Являлась координатором общества М. Кастрена (Финляндия).

Государственный архив Югры продолжает сбор документов и фотографий об уникальных людях  Югры, которые не только стремились к вершинам просвещения, но и несли этот негасимый свет знаний коренным народам Югры, которых не иначе как «туземцами» не называли в прошлые века. А сегодня – это выдающиеся ученые, писатели, переводчики, которыми гордятся Югра и Россия.


«Вернуться назад