Югорский архивный диктант «Взгляд в прошлое»: Исторический очерк №3
Зеленоборский (Сосьвинский) леспромхоз
Железнодорожная линия Ивдель-Обь позволила вовлечь в народное хозяйство страны огромные лесные массивы. По ней непрерывно велись перевозки леса из созданных у трассы леспромхозов.
Транспортировка леса по железной дороге Ивдель-Обь.
Фото из книги «Дорогами наших побед». Справочно-информационный фонд
КУ "Государственный архив Югры"
В 1962 году открыто рабочее движение поездов до станции Конда, на которой практически одновременно был образован Сосьвинский леспромхоз. Входил он в состав комбината «Тюменьлес», и был организован постановлением Средне-Уральского совнархоза № 12 от 26 февраля 1963 года.
В 1964 году общая численность леспромхоза составила 265 человек, при плановой численности 504 человека. К концу 1964 года скомплектовано 18 комплексных бригад из 110 человек, имеется 4 цеха. В 1965 году численность выросла до 364 человек.
На территории леспромхоза преобладали глинистые и суглинистые почвы, в сосновых лесах – песчаные, заболоченные. Эти условия и недостаток рабочих кадров осложняли производственную деятельность леспромхоза.
За год леспромхоз заготавливал 200-300 тыс. куб. м леса. С 1964 года по 1967 год объем товарной продукции увеличился в 3,5 раза.
Годы |
План (тыс.куб.м.) |
Факт (тыс.куб.м.) |
1964 |
240 |
92 |
1965 |
275 |
211 |
1966 |
220 |
252 |
1967 |
300 |
312 |
Сведения о выполнении плана по вывозке леса предприятиями лесной промышленности округа на 1 февраля 1968 года.
КУ «Государственный архив Югры». Ф. 1. Оп. 1. Д. 822. Л. 18.
Кроме заготовки и вывозки древесины Сосьвинский леспромхоз занимался лесопилением, шпалопилением, сбором живицы, проводил лесовосстановительные и лесохозяйственные работы.
В 1963 году появился поселок лесозаготовителей – Зеленоборск Кондинского района, Ханты-Мансийского национального округа (с 15.02.1968 года – Советского района; с 07.10.1977 года – Ханты-Мансийского автономного округа). Долгие годы леспромхоз считался основным производством в поселке, обеспечивал работу большинству населения, строил социально-культурные объекты.
Старожилы Зеленоборска рассказывали, что в первые годы жизни в поселке не могли дождаться писем от родных. Поселок назывался Зеленоборск, станция Конда, а леспромхоз Сосьвинский. Это затрудняло работу почты и телеграфа. 20 марта 1965 года в Ханты-Мансийский исполком окружного Совета депутатов трудящихся пришло письмо начальника окружного узла Министерства Связи. В нем сообщалось о необходимости переименования некоторых населенных пунктов и объединения одним названием поселков со станциями железной дороги Ивдель-Обь. Сосьвинский леспромхоз вскоре был переименован в Зеленоборский.
Письмо начальника окружного узла Министерства связи Зеленского от 20.03.1965 года в адрес председателя Ханты-Мансийского исполкома окружного Совета депутатов трудящихся тов. Комисарову С.А. о затруднениях работы почты и телеграфа по направлению письменной корреспонденции и телеграмм.
КУ «Государственный архив Югры». Ф. 1. Оп. 1. Д. 824. Л. 238.
#АрхивныйДиктант #ИзучаемИсториюЮгры #АрхивыЮгры #АрхивноеВолонтерствоВЮгре