Югорский архивный диктант «Взгляд в прошлое»: Исторический очерк № 4
Город, которого могло не быть
Сегодня публикуем особенный очерк, его автор архивный волонтер из города Сургута – Ким Анатолий Анатольевич.
Очерк посвящен истории открытия Лянторского нефтегазового месторождения, которое могло и не состояться. Поисковую скважину № 10 Лянторской площади планировали ликвидировать, так и не дождавшись нефтеносного дня. Но благодаря патриотам и профессионалам своего дела месторождение введено в эксплуатацию, а нефтяной город Лянтор появился на карте округа.
Анатолий Анатольевич подкрепил очерк не только архивными документами, но и воспоминаниями своего отца Анатолия Индековича – непосредственного участника событий.
Копия акта о заложении разведочной скважины № 10
Северо-Пимской площади от 25.09.1965 года.
То, что Вы сейчас видите перед собой – копия акта о заложении скважины – первооткрывательницы № 10-Р уникального Лянторского нефтегазового месторождения от 25 сентября 1965 года. «Комиссия в составе: начальника геологического отдела Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции Кима А.И., старшего геолога геологического отдела Брехунцова А.М., старшего инженера-топографа Пака А.И. …».
За стандартными строчками официального документа с сухими цифрами и фамилиями людей скрыты шекспировские страсти, кипевшие тогда, когда ставился вопрос о ликвидации этой разведочной скважины без проведения испытания. Надвигалась весна 1966 года, распутица была не за горами. Нужно было попытаться успеть демонтировать оборудование и вывезти на новое место по еще существующему зимнику. Страсти между геологической службой экспедиции и технической накалились, назревал грандиозный «разбор полетов». И только принципиальная позиция, высочайший профессионализм, умение брать на себя ответственность, азарт и здоровый авантюризм непосредственных участников тех событий позволили этой поисковой скважиной сделать открытие нового уникального месторождения.
Ким Анатолий Индекович. Усть-Балык, 1964–1965 гг.
Летом 2016 года я успел записать воспоминания отца о тех событиях:
«По результатам интерпретации геофизических материалов стандартного комплекса каротажа поисковая скважина № 10 Лянторской площади подлежала ликвидации без спуска эксплуатационной колонны. Уже имелось разрешение на ликвидацию скважины. Но решительное вмешательство начальника Усть-Балыкской промыслово-геофизической партии Влера Хатиповича Ахиярова, под руководством которого осуществлялись опытно-методические работы, настоявшего провести дополнительный к этому комплексу еще, в те времена не обязательный и тогда еще новый индукционный каротаж, позволили выделить в разрезе скважины нефтенасыщенный пласт АС9. Что дало возможность пересмотреть принятое решение о ликвидации скважины по геологическим причинам. Я взял всю ответственность за будущий результат на себя.
Акт о проведении перфорации скважины № 10 Северо-Пимской площади от 08.06.1966 года
Итак, июнь 1966 года, при испытании пласта АС9 в интервале 2080-2084 метров был получен мощный газонефтяной фонтан. При работе через двухдюймовые насосно-компрессорные трубы свободный дебит газа составил 675 тыс. н.м.3/сут., а дебит по нефти около 180 м3/сут. Испытание скважины проводили Ким А.И., Федорцев В.К., Садыков М.М., Дюбанов Ф.Д. Это был самый первый газонефтяной фонтан в Среднем Приобье. В настоящее время Лянторское нефтегазовое месторождение находится в эксплуатации, и на берегу реки Пим стоит красавец-город Лянтор.
Акт об испытании на герметичность изоляционного моста скважины № 10 Северо-Пимской площади от 10.07.1966 года
Полученный фонтан нефти и газа вывел нас, геологов, в победители. Теперь мы, уже не оглядываясь на техническую службу, продолжили исследование и испытание скважины. Надо сказать, что полученные мною знания при подготовке к опытно-промышленной эксплуатации шести скважин (№№ 62, 63, 72, 75, 76, 80) Усть-Балыкского нефтяного месторождения в 1964 году очень пригодились и при испытании этой скважины. Она была опробована на необходимых режимах. С благодарностью я вспоминал тогда и сейчас вспоминаю совместную работу с И.Д. Умрихиным, Е. Илюхиным, сотрудниками «ВНИИнефть». Это был творческий союз науки и производства, все проблемы рассматривались быстро и сообща. Не припомню ни одного случая, чтобы какой-то вопрос оставался не решенным. А на Усть-Балыкском нефтяном месторождении впервые в СССР при гидропрослушивании скважин были применены дифференциальные манометры типа ДГМ-4.
Акт о ликвидации скважины № 10 Северо-Пимской площади после испытания, как выполнившей свое назначение. 1966 год.
Впоследствии, работая в различных регионах Западной Сибири, я успешно использовал полученный опыт по испытанию скважин. С моим непосредственным участием, например, открыты и подготовлены к промышленной разработке уникальные и крупнейшие месторождения нефти и газа, такие, как Усть-Балыкское, Мамонтовское, Южно-Балыкское, Лянторское, Харасавейское, Бованенковское, Южно-Тамбейское, Сугмутское, Спорышевское, Средне-Итурское, Западно-Ноябрьское, Западно-Пограничное, Средне-Итурское, Западно-Ноябрьское, Западно-Пограничное, Ново-Пурпейское, Верхне-Надымское и др. Если в Ямальской нефтегазоразведочной экспедиции у нас был только цех по испытанию скважин, то в Ноябрьской испытанием занималась целая экспедиция.
Ким Анатолий Индекович, Санкт-Петербург. 29 апреля 2014 года
Сколько лет прошло, а, кажется, что это было только вчера. Меня не покидают воспоминания: мы стоим с соратниками, пытаемся говорить, а рядом в земляном амбаре неистово бьется и ревет пойманным зверем пламя факела. Мы мажемся нефтью, обнимаемся, кричим, но ничего не слышим, да это и не важно. Важно то, что мы сделали это – нашли нефть! Так я и помню свое счастье – счастье геолога: от факела к факелу! А в голове звучит почему-то песня: «Дымилась, падая, ракета, и вместе с ней горел закат!» Мы ведь тоже ракетницей зажигали факела, и у нас также горел закат, только мирный закат!» – сказал он в конце и надолго замолчал.
#АрхивныйДиктант #ИзучаемИсториюЮгры #АрхивыЮгры #АрхивноеВолонтерствоВЮгре