1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Югорский архивный диктант «Взгляд в прошлое»: Исторический очерк № 16
11 октября 2022 Просмотров: 1043
Югорский архивный диктант «Взгляд в прошлое»: Исторический очерк № 16

475.jpg

10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК СССР на Севере были созданы национальные округа, в том числе и Остяко-Вогульский национальный округ с центром в Самарово. Одновременно с постановлением было решено построить в округах культурные базы. На территории нашего Остяко-Вогульского округа решили построить Казымскую и Сосьвинскую культбазы на местах компактного проживания народов ханты и манси.

 ПМС КП№1.235.12. Строительство культбазы 1930-е годы

Строительство культбазы 1930-е годы
ПМС КП№1.235.12.

Строительство баз поручили Главному управлению Северного морского пути при Совете Народных Комисаров СССР. Задачи были следующими: содействовать подъёму хозяйства и культуры национального населения, создать актив из среды национального населения, вести научно-исследовательскую работу в целях всестороннего изучения природных запасов края.

 ПМС КП№1.235.5. Первый строитель Сосьв культбазы слева 1.Костин Г.П.

Первый строитель культбазы (слева) Костин Г.П.
ПМС КП№1.235.5.

Все эти задачи были направлены на достижение общей цели – вывести народы Севера из вековой отсталости на путь экономического, культурного развития и ликвидировать неграмотность коренных жителей.

Под строительство Сосьвинской культбазы было выбрано изумительно красивое место в 10 км ниже устья реки Ляпин. Население рек Северной Сосьвы и Ляпина находилось в ведение национальных советов села Сартынья и юрт Ломбовож, где действовали уже созданные колхозы и рыболовецкие артели. Место выбрано так, чтобы можно было одинаково добираться на культбазу из этих населенных пунктов.

На будущую Сосьвинскую культбазу первая бригада строителей прибыла примерно в июле 1933 года. Однако началом основания Сосьвинской культбазы считается октябрь 1933 года. Перед первыми строителями стояла сложная и трудная задача – подготовить площадку под строительство временного жилья и хозяйственных построек. Нужно было сначала вырубить лес, выкорчевать пни, затем выровнять площадку, только после этого приступить к строительству жилья. Всю трудоёмкую работу производили с помощью топора и ручной пилы. В строительстве культбазы коренное национальное население так же принимало участие.

ПМС КП№1.235.13. Строители и местные жители культбазы 1930-е г.  

Строители и местные жители культбазы. 1930-е годы.
ПМС КП№1.235.13.

В 1933 году были построены первые объекты культбазы – жилые бараки, в них же обучали детей грамоте. Впервые на Сосьвинской земле 23 ноября 1933 года приступил к исполнению своих обязанностей в качестве врача по обслуживанию рабочих и служащих строительства П.Т. Каргин.

 ПМС КП№1.235.9. Медицинское обследования по юртам сев.Сосьвы

Медицинское обследование (юрты Северной Сосьвы)
ПМС КП№1.235.9.

В ноябре и декабре 1933 года строители вели лесозаготовки и вывоз строевого леса на берег реки, для весеннего сплава к месту строительства. Было организовано соревнование среди лесорубов и возчиков леса, оперативно подводились итоги выполнения планов рубки и вывоза леса на лошадях.

В 1934 году началось строительство объектов социально-бытового назначения. Начальнику приходилось быть не только организатором строительства будущего поселка, но и заниматься решением множественных хозяйственных вопросов: медицинским обслуживанием строителей, организацией работы школы, контролем за соблюдением противопожарных правил и сохранностью имущества стройки, продуктов питания, разбором заявлений, различных просьб, привлечением к ответственности провинившихся.

В июне 1934 года примерно 12 км ниже деревни Кимкьясуй по правой стороне реки Северная Сосьва организовали кирпичное производство (Кирсарай). Заведующим Кирсарая был назначен К.С. Медведев. За сезон необходимо было выпустить 150 тысяч штук кирпича для строительства культбазы.

В октябре 1934 года начала работать неполная начальная школа. Осенью 1935 года открылись двери школы-интерната. Заведующим назначен Голошубин Алексей Васильевич, ранее заведовавший Ломбовожской школой. После ввода в эксплуатацию школы и интерната учителям приходилось уговаривать, убеждать родителей коренной национальности, чтобы их дети посещали школу.

Школа Сосьвинской кульбазы. ПМС КП№1.205.1.

    Школа Сосьвинской кульбазы.
ПМС КП№1.205.1.

ПМС КП№1.205.58. Интернат Сосьв. культбазы

Интернат Сосьвинской культбазы.
ПМС КП№1.205.58.

В этом же году открывается больница. Врачом был назначен М.И. Козин.

Чтобы привлечь коренное национальное население в больницу, её врачи и медицинские работники вынуждены были вести среди манси настойчивую разъяснительную работу – беседовать с людьми в юртах, объяснять им необходимость лечения.

Решая задачу повышения культуры коренного населения, укрепляя материальную базу культурного обслуживания манси, в 1936 году был введен в эксплуатацию Дом народов Севера. Он тут же превратился в центр культурной и политико-массовой работы среди местного населения.

 ПМС КП№1.235.11. Дом народов Севера Сосьв. культбазы 1938 г

Дом народов Севера Сосьвинской культбазы. 1938 год
ПМС КП№1.235.11.

Дом народов Севера имел зрительный зал на 200 человек, сцену и комнату кружковой работы. Посетители имели возможность взять книгу в библиотеке или почитать ее в читальной комнате, были здесь комнаты для игр. Для приезжающих в культбазу работал экскурсовод-переводчик Адин Данил Иванович. Особый интерес вызвал у жителей местного населения яркий свет от электрических лампочек в домах, в больнице и в школе.

С 20 - 22 марта 1936 года в Сосьвинской культбазе впервые состоялась I национальная олимпиада, положившая начало прекрасной традиции по проведению ежегодных смотров национального искусства.

Участницы кустовой олимпиады Сосьвинской культбазы ПМС КП№1.235.18.  

Участницы кустовой олимпиады Сосьвинской культбазы
ПМС КП№1.235.18.

Воскобойников Митрофан Алексеевич, краевед, один из авторов подробного отчёта о первой олимпиаде 1936 года дал нам возможность, окунуться в атмосферу подлинного праздника национальной культуры манси, оставив записи. Основной целью олимпиады был «…показ и просмотр имеющихся у них (манси) образцов самобытного искусства (музыки, пения, танцев, художественных изделий и пр.)». Традиционные национальные олимпиады проводились в Сосьве до 1965 года. Последняя 27 кустовая олимпиада национального искусства прошла в марте 1965 года, организатором этой олимпиады был директор Дома культуры Николай Николаевич Липин. Сосьвинский Дом культуры подготовил большую концертную программу, в которой принимали участие – хор из 30 человек, три вокальные группы: мужская и женские, и танцевальная группа из 10 человек. В конкурсе художественной самодеятельности принимали участие коллективы Кимкьясуйского и Ломбовожского клубов. Организовали выставку предметов декоративно-прикладного искусства. В программе олимпиады были и спортивные соревнования: бросание тынзяна (аркана) на хорей, прыжки через нарты, стрельба из винтовки, пробег на лыжах.

Постепенно крепнет авторитет Дома народов Севера, школы, больницы. Местное население стало больше доверять этим учреждениям и их работникам. Коренные жители юрт приезжали в культбазу, чтобы проведать своих детей, обучавшихся в школе-интернате, посетить больницу. Дом народов Севера обрёл еще большую популярность предоставляя услуги гостиницы.

В 1937 году в культбазе продолжали строить новые объекты, развивать экономику, медицину и образование, учить грамоте взрослых. В школе был введен мансийский язык, начал работу пионерский лагерь. В 1938 году школа выпустила своих первых учеников.

473.jpg

В мае 1938 года впервые по юртам совершила рейс «Красная лодка» – плавучая база длиной 18 метров, шириной 6 метров по палубе. В ней были созданы все условия для работы с коренным населением. На плавучей базе – катер «Культурник» – находился кабинет начальника, медицинского работника, приемная комната, общий зал для демонстрации фильмов и концертов художественной самодеятельности, квартира массовика-шкипера, кухня, баня.

ПМС КП№1.235.6. Причал Сосьвинской культбазы.jpg  

Причал Сосьвинской культбазы
ПМС КП№1.235.6.

Из-за малочисленности населения юрт не хватало рабочих рук для ведения многоотраслевого хозяйства в артелях. Поэтому руководство района принимает решение об объединении малочисленных колхозов в более крупные хозяйства. Этим самым руководство района вольно или невольно сделало первый шаг к ликвидации некоторых вогульских юрт. В январе 1937 года происходит объединение колхозов и артелей в более крупные колхозы. Кроме традиционных отраслей хозяйства, в них получили развитие полеводство, животноводство.

С 1959 по 1960 годы образовался Сосьвинский сельский совет на базе двух советов Ломбовожского и Сартыньинского. Культурная база выполнила свои задачи по развитию хозяйственной и культурно-просветительской деятельности среди коренного населения и свернула свою деятельность.

Сосьвинской культбазе посвящена песня хора Кимкъясуйского сельского клуба. Песня переведена на русский язык работниками Ханты-Мансийского окружного Дома народного творчества. (Государственный архив Югры. Фонд 209. Опись 2. Дело 15. Лист 23 об-24)

Недалеко от Уральских гор
Там, где Сосьва стала тихой,
На холме дремал суровый бор
Кажется еще совсем недавно.

А теперь на том холме крутом,
Где шумели сосны вековые,
Новые дома стоят рядком,
Светлые, просторные, большие.

Дети из мансийских дальних юрт
Едут в школу светлую учиться.
Заболел охотник, можно тут
У врачей заботливых лечиться.

В клубе после трудового дня
Смотрит новое кино колхозник
Все здесь есть, что нужно для тебя
Строящий большую жизнь, таежник.

Может быть поэтому народ
О культбазе распевает песни,
Что становится из года в год,
Жизнь богаче, краше и чудесней.

Автор исторического очерка:

Немкова Светлана Николаевна – заведующий отделом Сосьвинского этнографического парка – музея «Найотыр Маа» отдел обособленного структурного подразделения «Саранпаульский краеведческий музей» МАУ «Березовский районный краеведческий музей»

#АрхивныйДиктант #ИзучаемИсториюЮгры #АрхивыЮгры #АрхивноеВолонтерствоВЮгре