Брачный ритуал у народа ханты
У каждого народа свои культура, традиции и обычаи. Это отражает самобытность и уникальность этноса. Знакомство с культурными традициями и обычаями различных народов способствует взаимопроникновению культур.
Свадьба – это особое торжественное событие в жизни каждого человека. И хотя у различных народов свадьбы отмечаются по – своему, везде такие торжества сопровождаются праздничными застольями, весельем и насыщенной культурной программой.
Давайте обратимся к национальным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Нижневартовского района. Вспомним или узнаем, как проводились свадебные ритуалы у народа ханты.
Брачный ритуал состоит в основном из сватовства, которое могло длиться несколько дней или даже недель.
У хантов был такой обычай. Когда они собирались кушать, всегда садились лицом к двери в ожидании случайного гостя. Если в чум приходил мужчина, где жила молодая девушка, то она должна была постоянно прислуживать гостю, показывая тем самым свое умение. Молодой мужчина в последствии мог стать женихом. А пожилой – рассказывал на других стойбищах о достоинствах и недостатках незамужней женщины. Таким образом родители присматривали сыну невесту и приезжали свататься, никого не оповещая заранее.
Приметив невесту, родители жениха отправляют его и свата в юрты невесты. Тремя выстрелами из ружья сваты извещали о своем прибытии.
Тремя выстрелами из ружья сваты предупреждают о своем прибытии. Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 1.
По приезду в юрты невесты жених с родными оставался на улице.
Гости в ожидании «обряда сватовства», перед домом невесты.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 3.
Сват брал с собой особый посох – «согюх» и отправлялся в юрту невесты. Посох являлся непременной принадлежностью сватов и представлял собой таловую или черемуховую палку – трость, не очищенную от коры с поперечной перекладиной вверху.
Придя в юрту невесты, сват кланялся ее родителям и постучав посохом, произносил «пришел спросить человека» - («касы»), что в переводе означает - есть ли у вас человек.
В руках у свата (стоит справа), особый посох-он является непременной принадлежностью любого свата.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 6.
На этот вопрос отец невесты, зная смысл этого вопроса, по принятому у хантов обычаю отвечал полным молчанием. Сват возвращался к жениху и передавал ему о случившемся – жених немедленно посылал его вторично. Сват опять с низкими поклонами пытался вызвать отца невесты на разговор, задавая ему тот же вопрос. И на этот раз отец молчит. Сват возвращался, передавал все жениху. Тот его вновь отправлял, но уже с бутылкой вина. Сват являлся и задавал все тот же вопрос, но с еще большими поклонами и предлагал угощения.
Этот третий визит свата является критическим моментом сватовства: если отец невесты отказывает, то он не принимает угощения, если же он соглашается, то выпивает несколько рюмок со сватом вина.
При согласии на брак, сват сообщает об этом жениху и предлагает ему послать с ним родителям невесты первые подарки, что жених и исполняет. Взяв подарки, сват отправлялся в юрту невесты и в четвертый раз подносил отцу невесты в подарок какой-либо материал на халат, а матери платок или шаль и угощал вином уже обоих. С этого визита уже начинались переговоры о предстоящей свадьбе, причем родители невесты, по обычаю, приписывали различные мнимые недостатки невесте – готовить и шить не умеет, не красивая и пр. Каждый раз сват возвращался к жениху, и только после того, когда тот на все соглашался, все входили в дом.
Момент обряда, когда уже получено согласие на брак, в четвертый раз сват возвращается в жилище невесты и преподносит родителям невесты первые подарки.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 11.
К этому времени в юрте невесты у противоположного от входа стены юрты или в углу справа устанавливался полог, в котором невеста ожидала жениха. Жених при входе в юрту, желая увидеть невесту, дарил ее матери платок, после чего она приподнимала полог и пропускала туда жениха. Жених и невеста некоторое время сидели под пологом спиной друг другу.
Момент обряда, во время которого, мать невесты проводит ее под натянутый в правом углу помещения полог, где ее дочь будет ожидать жениха.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 9.
Момент обряда, во время которого, мать невесты приподнимает полог и пропускает жениха к дочери.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 12.
Родные продолжали переговоры. Речь шла о приданном и выкупе. Отец невесты советовался со всеми мужчинами рода по старшинству. Мнение невесты тоже всегда спрашивали. Но совсем отказать не решались, боясь проклятия богов. Да и жили далеко друг от друга, больше могли и не приехать. А браки между близкими родственниками категорически запрещались шаманами.
В это время для жениха и невесты кипятили особый чайник, стлали оленину – постель, ставили маленький столик – «писан» и они садились пить чай.
После благополучного исхода обряда сватовства, когда жених и невеста находятся под пологом вдвоем, для них в это время кипятят «особый» чайник.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 13.
Далее начинался свадебный пир, на который готовились традиционные свадебные блюда: специально испеченный хлеб и заваренный чагой чай, рыба, запеченная на костре – подовушка.
Свадебный пир.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 19.
Перед застольем произносилась свадебная молитва, которой уделялось особое внимание. Ханты перечисляли всех богов, все традиционные виды работы, существующие болезни. Просили защиты и помощи молодым. В каждом чуме хранились боги домашнего очага, которым постоянно поклонялись. Сват вешал в это место два куска такни с оторванной полоской, означающей счастливую и долгую жизнь молодых. Возле самого очага сооружали из палки и материала богиню огня «Тутэ е най». Затем начинались жертвоприношения. Невеста бросала в очаг: деньги, кусок ткани, выливала стакан водки.
Перед началом свадебного пира, обязательная свадебная молитва.
Архивный отдел администрации Нижневартовского района.
Фонд Фотодокументов. Опись 2. Дело 9. Лист 18.
Пировали до трех дней, после чего гости расходились, жених оставался в юрте невесты еще некоторое время, живя у невесты всего семь дней. За это время жених исполнял все работы, как член семьи.
Эта неделя, предназначалась для взаимного ознакомления жениха и невесты, так как до этого времени жених и невеста, в большинстве случаев, не имели и понятия друг о друге.
По истечении недели происходил отъезд невесты в юрту жениха. Родители невесты направляли облас, (зимой нарты), нагружали приданое невесты.
Невесту брали за руки и уводили ее из юрты, причем при выходе из юрты, невеста кланялась ей, а затем в ноги своим родителям, прощалась с ними и получала от них соответствующие наставления о будущей жизни, о ее супружеских обязанностях. Жених в это время оставался еще в юрте невесты. Посадив невесту в облас или нарты, родители возвращались в юрту и приглашали жениха отправиться в путь: «пора тебе ехать, отец, мать ждут, солнышко уже высоко, дорога дальняя».
Жених прощался с ними, уговаривал, если это было необходимо, об отсрочке времени выплаты части выкупа и уезжал с невестой к себе домой.
В работе использованы материалы архивного отдел администрации Нижневартовского района.
Автор исторического очерка:
Имамбаева Галина Анатольевна, главный специалист
архивного отдела администрации Нижневартовского района
#АрхивныйДиктант#ИзучаемИсториюЮгры#АрхивыЮгрыАрхивноеВолонтерствоВЮгре