«Югорский архивный диктант: Взгляд в прошлое». Исторический очерк № 16 «Брадис в Березове»
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить…
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты…
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Евгений Евтушенко
Владимир Модестович Брадис – советский математик-педагог, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, обладатель медали К. Д. Ушинского – награды Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения Российской Федерации и Ордена Ленина – высшей государственной награды СССР.
Владимир Модестович Брадис.
Фотография из открытых источников.
Каждый, кто окончил среднюю школу и не пропускал уроки геометрии, знаком с четырехзначными математическими таблицами Брадиса. Каждый учитель математики знаком с его работой «Методика преподавания математики в средней школе», которая переиздавалась более 60 раз и переведена на другие языки. Кроме того, Брадисом составлено более ста различных статей, учебников, учебных пособий, исследований по математике. Учитель учителей – это сказано о нем. Но не каждый знает, как начинался его путь к вершинам науки. И о том, что на пути была ссылка в Тобольскую губернию, что свой первый документ на зрелость – аттестат об окончании гимназии – он получил в сибирском Тобольске.
Владимир Брадис родился в Пскове 23 декабря 1890 года в семье учителей начальной городской школы Модеста Васильевича и Елизаветы Васильевны Брадисов. Отец работал сначала в Торошинском земском начальном училище, затем был переведен в Псков в Александровское Петрово-посадское училище. Наряду с педагогической Модест Васильевич много занимался общественной деятельностью. Он один из учредителей и секретарь учительского общества взаимопомощи, лектор народных чтений, работник воскресной школы. Неоднократно Модест Васильевич ходатайствовал об открытии училища для детей железнодорожников.
За причастность к революционным кругам Модест Васильевич в 1905 году был арестован, содержался в тюрьме, а в 1909 году за принадлежность к псковской группе социалистов-революционеров был выслан под гласный надзор полиции на три года в г. Туринск. В 1910 году Модест Васильевич в ссылке умер.
Мать Владимира Модестовича Брадиса, Елизавета Васильевна, окончила псковскую Мариинскую женскую гимназию и поступила на работу сначала в частную школу, затем была воспитательницей в псковском приюте «Святой Ольги», где проработала около пяти лет. С ноября 1888 года она стала штатной учительницей в Александровском Петрово-посадском училище, где работал Модест Васильевич. Елизавета Васильевна была членом нелегальной общественной организации Красного Креста, задачей которой было оказание помощи политическим ссыльным и заключенным.
Братья и сестры Владимира Брадиса. Фотография из открытых источников.
Семья Брадисов была большая. Из шестерых детей Володя был старшим. Первыми учителями Володи стали мать и отец. Отец сумел не только хорошо обучить сына, но и пробудить в мальчике жадную любознательность, склонность к самостоятельному мышлению. В 1901 году он блестяще выдерживает экзамены в Псковскую мужскую гимназию, где успешно учился и получал высшие баллы по всем предметам, но окончить гимназию не удалось…
Революционно-настроенный Владимир Брадис был библиотекарем и распространителем нелегальной литературы, которую хранил среди личных вещей в пансионе. Дважды сидел в Псковском каторжном централе – тюрьме для политических заключенных. В 1909 году как активный участник революционного движения Владимир был сослан в Сибирь в Тобольскую губернию в Березов под надзор полиции на три года. Володя, выросший в трудолюбивой семье, не представляет себе жизни без полезной деятельности.
Гимназист Владимир Брадис. Фотография из открытых источников.
В Березове он работает на сплаве леса, занимается самообразованием, его день четко распределен. В письме от 27.VII.1909 г. Володя пишет: «Несмотря на то, что в моем распоряжении весь день – дни работы можно не считать, так как их бывает штук 7 в месяц – мне по-прежнему не хватает 24 часов, и я не прочь бы был, чтобы сутки увеличились. День у меня распределен приблизительно так. Встаю я, чтобы воспользоваться тишиной, пока сожители спят, в 4 или в 5 часов утра (ложусь в 8-9) и принимаюсь на свежую голову за самое утомительное, но и самое интересное – математику. Продвигается она у меня хорошо – кончаю первый том дифференциального исчисления (стр. 300) и проштудировал уже добрую четверть (150 стр.) курса аналитической геометрии. Когда утомлюсь – берусь, после отдыха, за чтение, преимущественно журналов. Прочитываю здесь «Вестник Европы», «Образование», «Русское богатство», «Современный мир». Часов в 10 утра поднимается наша публика и происходит чаепитие – я же в 6 часов пью молоко. Потом, если позволяет погода, отправляюсь на часок в лес: если не позволяет, то час-другой проболтаешься так, за разговорами и разными обыденными делишками. Затем сажусь за английский. Я уже писал вам, что самоучитель кончил… Теперь перевожу Милля, и идет это хоть и не особенно быстро – за все лето прочел стр. 60, но зато основательно: прочитываю, записываю перевод и проверяю себя по готовому. Исправлять приходится все меньше и меньше, а таких мест, чтобы я самостоятельно совсем не мог понять что-то, давно уже не попадалось. На это у меня каждый день уходит часа так четыре, с перерывом для обеда, который в 2-3 часа. Потом опять прогулка, чтение серьезное, конспектирование, записываю разные соображения и, конец всего, легкое чтение, которым служат романы Золя. Хочу с ним познакомиться. В библиотеке он нашелся. Нравится мне не особенно, хотя нового дает немало. Неделю тому назад добыл учебник стенографии (Битнеровское издание) и усердно зубрю его. Теоретическую часть уже прошел, остается только практика. Вещь довольно любопытная, не говоря уже о ее полезности»…
В Березове, изучая английский язык, он переводит роман Э. Ф. Найта «Революционный переворот в Турции», который позднее будет напечатан в Петербурге.
Узнав о болезни отца, Владимир Модестович просит местные власти разрешить ему отбывать ссылку в одном городе с отцом, чтобы ухаживать за ним. Добившись переезда в Туринск, он забрасывает было учебники, но по совету отца пишет прошение на имя Тобольского губернатора, с просьбой разрешить ему держать экстерном экзамены за полный курс гимназии при местной Тобольской гимназии. Но сдать экзамены Володе удалось только через год. Удивительная работоспособность, сила воли, целеустремленность, высокое понятие чести были у ссыльного гимназиста.
В феврале 1912 года истекает срок ссылки. Окончилось трехлетнее пребывание Брадиса в Сибири. Он приехал сюда почти мальчиком, а уехал человеком, достигшим гражданской зрелости, со сложившимся характером, взглядами на жизнь, убеждениями.
А дальше была педагогическая деятельность, научные труды и слава…
Основание: Библиотека Березовского районного архива. Альманах Тобольск и вся Сибирь. Березов. XXII том. – Тобольск. Издательский отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». 2013. – 520 с.
Автор исторического очерка:
Шиповалова Ольга Михайловна,
заведующий архивным отделом
администрации Березовского района
#АрхивныйДиктант#ИзучаемИсториюЮгры#АрхивыЮгрыАрхивноеВолонтерствоВЮгре