1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. «Югорский архивный диктант: Взгляд в прошлое».
24 марта 2023 Просмотров: 614
Мостостроители

Одним из важнейших направлений развития экономики нашей страны в 70-е годы прошлого века стало освоение территории Северного Урала, что привело к развитию инфраструктурного и транспортного строительства в районах новых месторождений, а также к созданию условий для работы и комфортной жизни населения.
Для выполнения поставленных целей приказом Министерства транспортного строительства от 26 декабря 1975 года № 308 был организован Мостостроительный трест № 11 (трест «Мостострой № 11») в городе Сургуте.

Приказ Министерства транспортного строительства от 26 декабря 1975 года № 308 «Об организации Мостостроительного треста № 11 (Мостострой № 11)».МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 1

Приказ Министерства транспортного строительства 

от 26 декабря 1975 года № 308 «Об организации 

Мостостроительного треста № 11 (Мостострой № 11)».

МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 1



В период с 1976-1990 годы коллективом организации проделана большая работа по созданию транспортной инфраструктуры Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. География деятельности треста охватывала огромную территорию от Уральского хребта до Енисея, от границ Казахстана до Северного Ледовитого океана. При участии Мостострой-11 построен целый ряд новых железнодорожных линий: 
Тюмень – Тобольск – Сургут; 
Сургут – Нижневартовск;
Сургут – Новый Уренгой – Коротчаево;
Новый Уренгой – Ягельная, Ягельная – Ямбург, Ягельная – Надым.

Строительство ж/д Сургут-Уренгой, 441 кмМКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 15

Строительство ж/д Сургут-Уренгой, 441 км
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 15

За этот период сдано в эксплуатацию 646 железнодорожных мостов общей протяжённостью 26804 метра, автодорожные мосты, завод ЖБИ в г. Сургуте, производственные базы, причалы и т.д. Это были «звездные» годы для мостостроителей. 

Иван Дмитриевич Соснов - министр транспортного строительства СССР знакомится с Сургутским заводом ЖБИ, 1983 г.МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 22

Иван Дмитриевич Соснов - министр транспортного строительства СССР знакомится с Сургутским заводом ЖБИ, 
1983 г.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 22

Панорама строительства Сургутского завода ЖБИ, 1984 г. МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 23

Панорама строительства Сургутского завода ЖБИ, 1984 г. 
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 279. Оп. 1. Д. 48. Л. 23


Управляющим созданного треста был назначен Валентин Фёдорович Солохин – лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР, заслуженный строитель Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Российской Федерации, почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, города Сургута и Сургутского района.

Валентин Фёдорович Солохин – генеральный директор АО «Мостострой-11».Фото с сайта «Сургутская районная централизованная библиотечная система».

Валентин Фёдорович Солохин – генеральный директор АО «Мостострой-11».
Фото с сайта «Сургутская районная централизованная библиотечная система»


На протяжении 30 лет со дня образования Мостостроя-11, под руководством Валентина Фёдоровича Солохина, были построены тысячи объектов, в том числе и такие известные, как автодорожный вантовый мост через реку Обь в районе Сургута, железнодорожный мост через реку Иртыш – на 215 км ж/д линии Тюмень-Тобольск-Сургут, мостовой переход через реку Иртыш – на автомобильной дороге Ханты-Мансийск-Нягань (мост «Красный дракон»).

Приказ Мостостроительного треста № 11 от 16.11.1978 № 369 «Об итогах Всесоюзного общественного смотра на лучшее качество строительства в десятой пятилетке». МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 188. Оп. 1. Д. 34. Л. 237-238Приказ Мостостроительного треста № 11 от 16.11.1978 № 369 «Об итогах Всесоюзного общественного смотра на лучшее качество строительства в десятой пятилетке». МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 188. Оп. 1. Д. 34. Л. 237-238 

Приказ Мостостроительного треста № 11 от 16.11.1978 № 369 «Об итогах Всесоюзного общественного смотра на лучшее качество строительства в десятой пятилетке». МКУ «Муниципальный архив города Сургута».

 Ф. 188. Оп. 1. Д. 34. Л. 237-238



В 2000 году одна из малых вновь открытых планет Солнечной системы получила наименование «Солохин». Событие произошло в год торжественного пуска уникального вантового моста через Обь, 25-летия Мостооряда-11, и в честь его бессменного начальника Валентина Федоровича Солохина.
Особое место в производственной деятельности организации занимает строительство автодорожного вантового моста через реку Обь в районе города Сургута, который был сдан в эксплуатацию 16 октября 2000 года. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике в данном классе однопилонных мостов. Впервые в мировой практике в левобережной части моста было сооружено вантовое пролетное строение длиной 556 метров, с русловым пролетом 408 метров. И это рекорд, занесенный в книгу рекордов Гиннесса. 

Торжественная церемония, посвященная завариванию последнего метра стыкового шва двух пролетов моста. «Золотой» стык пролетов автомобильного моста через р. Обь. Слева направо: Валентин Федорович Солохин - генеральный директор АО «Мостострой-11», Александр Васильевич Филиппенко – первый губернатор ХМАО-Югры, Александр Леонидович Сидоров - мэр г. Сургута, [июль 2000 г.]МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Фотофонд. Оп. 1. Д. 963

Торжественная церемония, посвященная завариванию последнего метра стыкового шва двух пролетов моста. «Золотой» стык пролетов автомобильного моста через р. Обь. 

Слева направо: Валентин Федорович Солохин - генеральный директор АО «Мостострой-11», Александр Васильевич Филиппенко – первый губернатор ХМАО-Югры, Александр Леонидович Сидоров - мэр г. Сургута, [июль 2000 г.]

МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Фотофонд. Оп. 1. Д. 963

Открытие моста через р. Обь в районе г. Сургута. Слева направо: Александр Иосифович Безотосный - первый заместитель начальника Дорожного Департамента ХМАО-Югры, Александр Васильевич Филиппенко – первый губернатор ХМАО-Югры, Валентин Федорович Солохин - генеральный директор АО «Мостострой-11», 16.09.2000.Фото с сайта «Управление автомобильных дорог»

Открытие моста через р. Обь в районе г. Сургута. Слева направо: Александр Иосифович Безотосный - первый заместитель начальника Дорожного Департамента ХМАО-Югры, Александр Васильевич Филиппенко – первый губернатор ХМАО-Югры, Валентин Федорович Солохин - генеральный директор 
АО «Мостострой-11», 16.09.2000.
Фото с сайта «Управление автомобильных дорог»

В последующем, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.01.2021 г. № 89-рп, вантовому мосту через реку Обь присвоено имя Солохина Валентина Фёдоровича.

Автодорожный вантовый мост через реку Обь в районе города Сургута. Фото с сайта «АО “Мостострой-11”»

Автодорожный вантовый мост через реку Обь в районе города Сургута. Фото с сайта «АО “Мостострой-11”»


20 сентября 2004 года торжественно сдан в эксплуатацию еще один знаковый объект организации – мостовой переход через реку Иртыш на автомобильной дороге Ханты-Мансийск-Нягань (мост «Красный дракон»). Наименование «Красный дракон» мост получил благодаря схожести объекта с «драконом, который выгнул спину перед прыжком». Его длина более 1,3 км, с большим судоходным пролетом. Это был первый в отечественном мостостроении опыт применения сплав-систем для монтажа конструкций общей длиной 693 метра и общей массой более 7000 тонн. В 2013 году этот мост занял второе место в интернет-голосовании «Самый красивый мост России», проводившемся на сайте Федерального дорожного агентства, и стал одним из символов Югры.
Немногие знают, что место, на котором стоит мост, является знаковым для региона. Почти век назад именно отсюда началось освобождение села Самарово (ныне город Ханты-Мансийск) от вооруженных отрядов мятежников в ходе Западно-Сибирского восстания. Символично, что именно на берег Березовской протоки, откуда красноармейцы начали штурм будущего Ханты-Мансийска, опирается сегодня своей конструкцией «Красный дракон».


Мостовой переход через реку Иртыш на автомобильнойдороге Ханты-Мансийск – Нягань. Фото с сайта «АО “Мостострой-11»

Мостовой переход через реку Иртыш на автомобильной дороге Ханты-Мансийск – Нягань. 

Фото с сайта «АО “Мостострой-11»


В настоящее время акционерное общество «Мостострой-11» – одна из крупных строительных организаций России, сфера деятельности которой довольно широкая: строительство и реконструкция автодорожных, железнодорожных мостов, объектов промышленно-гражданского и социально-культурного назначения, выполнение проектных работ и т.д. 
С каждым годом акционерное общество «Мостострой-11» продолжает развиваться в сфере строительства дорог и мостов, удивлять сложностью конструкций, используемыми материалами, новыми рекордами параметров создаваемых конструкций, что позволяет улучшить транспортную инфраструктуру, помогает осваивать неизведанные просторы и обеспечивает комфортную жизнь населению.


Автор исторического очерка: Шамсутдинова Илона Петровна, ведущий археограф отдела архивных технологий и предоставления информационных услуг 
МКУ «Муниципальный архив города Сургута»

В работе использованы материалы МКУ «Муниципальный архив города Сургута» сайтов АО «Мостострой-11», Управления автомобильных дорог.





#АрхивныйДиктант #ИзучаемИсториюЮгры #АрхивыЮгры #АрхивноеВолонтерствоВЮгре